Конфессиональные факторы
формирования ценностной
структуры российской цивилизации
Российский Гуманитарный Научный Фонд Русская христианская гуманитарная академия
В рамках проекта РНФ № 15-18-00106
Междисциплинарное исследование конфессиональных факторов формирования ценностной структуры российской цивилизации
Главная / Авторы / Иоанн Сан-Францисский

Иоанн Сан-Францисский

Иоанн Сан-Францисский Иоанн Сан-Францисский (в миру Дмитрий Алексеевич Шаховской, князь; 23.08 (5.09). 1902, Москва — 1989, Сан-Франциско) — архиепископ, богослов-апологет, церковный публицист, литературный критик, поэт (литературный псевдоним Странник). Учился в Санкт-Петербурге в Императорском Александровском лицее. В 1918—1920 гг. принимал участие в гражданской войне на юге России, с 1920 г. в эмиграции. С 1922 г. продолжал образование в Лувенском университете (Бельгия), писал стихи, опубликовал несколько поэтических сборников. В 1925—1926 гг. издавал журнал «Благонамеренный», с которым сотрудничали И. А. Бунин, В. Ф. Ходасевич, А. М. Ремизов, М. И. Цветаева, Г. В. Адамович, Мочульский и др. В 1926 г. на Афоне по благословению своего старца преосв. Вениамина (Федченкова) принял монашеский постриг с именем Иоанн, после чего учился в Сергиевском богословском институте в Париже. В 1932 г. митрополит Ев-логий назначил иеромонаха Иоанна настоятелем Свято-Владимирского храма в Берлине. С 1935 г. он игумен, а с 1937 г. — архимандрит. В 1946 г. после краткого пребывания во Франции архимандрит Иоанн переехал в США, где сначала служил в Лос-Анжелесе, а затем, 11 мая 1947 года, был посвящен во епископа Бруклинского и назначен деканом Свято-Владимирской семинарии. В 1950 г. владыка Иоанн был переведен на кафедру в Сан-Франциско и почти четверть века (до ухода на покой в мае 1975 г.) он епископ Сан-Францисский и Западноамериканский (с 1961 г. — архиепископ).
Архиепископ Иоанн не любил делить литературу на религиозную и светскую: «Все, что мы люди, в этом мире пишем, все это (хотим мы того или не хотим) имеет отношение к богословию нашей веры… Мир богословствует, даже когда молчит о Боге и изгоняет Божию святыню из человечества. Я склонен считать и светскую литературу… родом богословия жизни и культуры… Я прошел чрез полный отход от “светской литературы”. Но она потом сама встретилась со мной на путях служения Церкви… Искусство есть продолжение жизни, часть ее… И стихи «вернулись» ко мне, как созерцания жизни».
В центре всех его опубликованных литературно-богословских размышлений — судьба России и ее народа в XX в. Владыка любил и понимал Россию, вслушивался в ее голоса, принадлежащие не только классикам (он очень любил А. К. Толстого, например), но и современникам. «Атеистический максимализм, — по его словам, — вышел не только из иностранных недр; он выполз, вылетел, как саранча, из собственной русской греховности и материалистичности… И мы, пастыри Русской Церкви, может быть, более всех виновны в том, что не защитили своего стада от волков воинствующего атеизма». Как в литературоведческих, так и в апологетических работах он постоянно опирался на творчество Толстого и Достоевского. «В сущности, — пишет владыка Иоанн, — весь мир уже находится в “Обществе Достоевского”».
Церковное служение владыки Иоанна на протяжении всей жизни было не только приходским, пастырским, но, прежде всего, миссионерским. Он многих привел ко Христу (как среди эмиграции, так и в России благодаря религиозным передачам, которые вел на протяжении многих лет по «Голосу Америки»), многим помог пройти через скорби и духовно окрепнуть, многим открыл глаза на красоту Творения Божия и на глубину смысла жизни. В своих радиобеседах религиозной программы «Голос Америки», которые жадно слушали в Советском Союзе,
владыка Иоанн был голосом России, а не голосом Америки. И с полным правом писал:

Я шел к молчащим русским городам
И проходил селения простые.
Мне открывалась тихая Россия.
И я внимал ее святым устам.
Без третьих лиц я души слушал там,
Прямые чувства и слова прямые,
И радовался русскому уму.

Архиепископ Иоанн считал свои радиопроповеди на Россию чрезвычайно важным служением. Это был не только призыв и импульс к духовной жизни, но и полемика с теми, кто калечил умы и сердца, полемика с атеистами, имевшими, в отличие от верующих, возможность публиковаться открыто. Владыка Иоанн был активным миссионером с первых же лет своего пастырского служения: публиковал многочисленные статьи в белградских русских газетах и в парижском журнале «Путь» у Н. А. Бердяева, издавал газету «Борьба за Церковь». На приобретенном им же самим ротаторе печатал для своей паствы «Белоцерковские листки». Организовал Православно-Миссионерское Книгоиздательство, в котором публиковались избранные места из святых Отцов, из дневника св. прав. Иоанна Кронштадтского, издавалась детская церковная литература, богослужебные тексты и др. книги. В письме митрополиту Антонию отец Иоанн так объяснял мотивы своей миссионерской деятельности: «Душа скорбит при виде духовной обстановки беженской массы… молодое поколение духовно гибнет, и нет со стороны нас серьезных попыток подойти к его смятенной, погружающейся в материализм, душе. А время уходит. Семья гибнет, тоже пропитываясь мировоззрением современного атеистического общества на брак и на развод и на убийство детей, пастырства нет или оно безгласно. Духовный большевизм материализма и ненавистнических чувств обуревает беженство, люди чувствуют это и тянутся к Церкви… Помощь им в наших условиях может быть пока дана только в форме миссионерского пастырского общения, материально бескорыстного, преследующего лишь корысть духовную» (Вера и достоверность. С. 249). Серьезные разногласия с митрополитом Антонием привели к вынужденному уходу отца Иоанна в юрисдикцию митрополита Евлогия, который постригал его в монашество (причины перехода изложены в брошюре «Почему я ушел из юрисдикции Митрополита Антония». 1931). Митрополит Евлогий благословил отца Иоанна перенести его миссионерские начинания на Сергиево Подворье. Он поручил молодому иеромонаху открыть походную церковь на автомобиле и основать приход в пригороде Парижа Аньере. Первые богослужения совершались в зале Казачьего музея. Характерен для Владыки Иоанна сон, который он видел в ночь накануне Успения, после первой службы в этом приходе: «…я видел… храм, без одной стены. Эта открытая сторона Храма выходила в мир. Люди шли туда и одобряли, и хлопотали над устройством этой церкви; она выходила из трех своих стен и распространялась на большую поляну. Это и осуществилось в… приходе, ставшем миссионерским» (Приложение к кн.: Вера и достоверность. С. 258). Всю свою пастырскую и архипастырскую жизнь владыка жил с открытой дверью, с открытой стеной. Для него не было границы, преграды между церковным служением и активным христианским просветительством в мире культуры. Он принял монашеский постриг на Афоне, но, как отмечал сам, его иночество на Афоне не было уходом из мира. «Это был явный для меня приход в нужное мне место, состояние, которое меня с тех пор не покидает» (Вестник РХД. Париж, 1982. № 137. С. 275).
Задача христианской миссии — освящение культуры, не упразднение ее, не цензура и выцеживание церковного из нецерковного, но преображение мира, выявление смысла жизни и помощь людям воспринять Откровение, которое открыто человеку не только в Священном Писании, не только в природе, на что указывали еще древние христианские апологеты, но и в культурно-историческом наследии, в предании культуры. Спектр миссионерского делания широк, он объединяет и пастырское, и проповедническое, и пророческое, и просветительское служение, в котором множество направлений: апологетическое, полемическое, обличительное, историческое, экзегетическое и др. Хороший пастырь-миссионер сочетает в себе все названные служения, обладает многими дарами. Так, многими дарами обладал владыка Иоанн, но, безусловно, одним из самых ярких был дар пастырства. Душа Владыки болела за тех, кто еще не обрел или по каким-то причинам потерял смысл жизни. Он умел находить общий язык с разными и по уровню образования, и по характеру воспитания людьми. И всегда говорил с собеседником как с равным. Пожалуй, именно этого качества не хватает многим приходским пастырям в наши дни. Груз сана, точнее образ его значимости, так давит на некоторых батюшек, что склоняет их к «псевдостарчеству», порождает ложный пафос, возводит психологический барьер между пастырем и пасомым. Голос владыки всегда был чист, без тени какого-либо менторства. Уже будучи пожилым и многоопытным архипастырем, он так внимательно и заинтересованно разговаривал с молодым тогда автором этих строк, что эти разговоры создавали у собеседника образ идеального пастора-миссионера, порождали симпатию, привязанность и любовь. Владыка излучал обаяние глубокой и многогранной личности. Поражали его смирение, скромность, причем не только личные, но смирение самого Православия. Обаяние Православия ни с чем не сравнимо, если православный верующий живет не триумфализмом, но православным смирением. Владыка говорил: «Некоторые хвалятся Православием. Православие не в том, чтобы хвалиться им, а чтобы стыдиться в нем» (Русский реализм // К истории русской интеллигенции. Нью-Йорк. С. 251). Обаяние личности владыки заключалось в цельности его натуры, в искренности и в том, что его жизнь соответствовала его проповеди.

Сочинения: Собр. избр. трудов. Нью-Йорк; Париж: IXOIE, 1965—1977. Т. 1—5; Избранное. Петрозаводск: «Святой остров», 1992. Философия православного пастырства. СПб.: РХГИ. 1996. Поэтические сборники: Стихи (1923), Песни без слов (1924), Созерцания (1971), Иронические письма (1975) и др.

Литература об архиепископе Сан-Францисском Иоанне (Шаховском): Бердяев Н.А. О гордости смиренных. Ответ иеромонаху Иоанну// Путь. 1931. № 31; Зеньковский В. В. Рецензия на книгу «Записки о любви к Богу и человеку» //Вестник РСХД. 1959. № 53; Линник Ю. В. Философ будущего. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) // Избранное. Петрозаводск: «Святой остров», 1992; К 80-летию архиепископа Иоанна Шаховского. Интервью // Вестник РХД. Париж, 1982. № 137.


Сектантство в православии и православие в сектантстве

Сектантство в православии и православие в сектантстве

Иоанн Сан-Францисский

Публикации