Конфессиональные факторы
формирования ценностной
структуры российской цивилизации
Российский Гуманитарный Научный Фонд Русская христианская гуманитарная академия
В рамках проекта РНФ № 15-18-00106
Междисциплинарное исследование конфессиональных факторов формирования ценностной структуры российской цивилизации
Главная / Авторы / Розанов В. В.

Розанов В. В.

Розанов В. В.Розанов Василий Васильевич (1856—1919) — писатель, публицист, религиозный мыслитель. Окончил Нижегородскую классическую гимназию и историко-филологический факультет Московского университета. Работал учителем истории и географии в провинциальных городах. В 1893 г. переехал в Петербург. С 1899 г. постоянный сотрудник газеты А. С. Суворина «Новое время». Печатался в журналах: «Вопросы философии и психологии», «Русский вестник», «Русское обозрение», «Русский труд», «Новый путь», «Мир искусства», «Весы», «Золотое руно», а также в газетах. Был одним из учредителей Религиозно-философских собраний (1901—1903), переросших в 1907 г. в Петербургское религиозно-философское общество. Летом 1917 г. переехал с семьей в Сергиев Посад, где умер от истощения, в нищете.
По названиям его книг можно составить представление об основных проблемах, занимавших В. Розанова. «Сумерки просвещения» (1899), «Религия и культура» (1899), «Природа и история» (1900), «Семейный вопрос в России» (1903), «Около церковных стен» (1906), «В темных религиозных лучах. Метафизика христианства» (1911) и др. Незадолго до смерти он составил план своих сочинений в 50 томах. Сегодня его называют основателем теории и практики постмодернизма. На исходе ХХ века Андрей Синявский и Венедикт Ерофеев признали свое литературное и мировоззренческое родство с Розановым. Замечательный духовный портрет В. Розанова представляет собой двухтомное собрание воспоминаний и статей о нем в серии «Русский путь».
Свящ. П. Флоренский, любивший Розанова, писал в частном письме: «Это — стихия хаоса… Существо его — Богоборческое». Прот. Флоровский признавал в Розанове религиозный темперамент, но считал его «религиозно слепым». Одновременно он называл Розанова загадкой, и притом «загадкой типической». Бердяев говорил о нем как о гениальным обывателе. Розанов, безусловно, не был мыслителем-аналитиком, но его сентиментальность и типичность «загадочного мышления» характерна не столько для интеллигенции его времени, сколько ближе к определенному типу нынешнего интеллигента. Поэтому его оценка Русской Православной Церкви в начале ХХ в. представляет интерес как некий стереотип отношения к Церкви, нечуждый весьма многим нашим современникам, ищущим религиозной правды и духовного покоя. Розанов не стремился дать окончательный ответ на поставленные им вопросы (что точно выражено, напр., в названии кн. «В мире неясного и нерешенного»), скорее, он хотел привлечь внимание современников к насущным проблемам жизни России, которые обострились с общим кризисом европейской культуры в начале XX в. «Его произведения не носили систематического или даже последовательного характера, — писал Н. О. Лосский, — но в них часто обнаруживались искры гения» (Лос-ский Н. О. История русской философии. М., 1993. С. 435). Г. Федотов заметил как-то: «В Розанове умирающая Россия находит своего плакальщика». Плач о России, предчувствие ее гибели — одна из самых жгучих тем его книги «Опавшие листья». «Счастливую и великую родину любить не велика вещь. Мы должны любить ее именно, когда она слаба, мала, унижена, наконец, глупа, наконец, даже порочна… Но это еще не последнее: когда она наконец умрет и будет являть одни кости — тот будет “русский”, кто будет плакать около этого остова, никому не нужного, и всеми плюнутого. Так да будет…»
В творчестве Розанова, на первый взгляд, совмещается несовместимое: церковное благочестие и любовь к православному быту со своего рода антихристианством, юдофильство и юдофобия со славянофильством и западничеством, этическая озабоченность с демонстративным аморализмом. Он писал одновременно в крайне правые и в крайне левые газеты. Его называли «литературным юродивым». Розанов сравнивал себя с французским королем Генрихом IV, который в один день служил лютеранскую и католическую мессу. Одно очевидно: Розанов был искренним и религиозным в смысле потребности любви к Богу. «Бог взял концы вещей и связал в узел — не развязываемый. Распутать невозможно, а развязать — все умрет».
«Розанов умер как добрый христианин, — пишет Н. О. Лосский. — Перед смертью его сердце преисполнилось радостью от Воскресения Христова. Несколько раз Розанов приобщался, и над ним совершали церковный обряд соборования» (В. В. Розанов: pro et contra: В 2 т. СПб.: РХГИ, 1995. Т. 1. С. 257). Свящ. Павел Флоренский описывает последние дни и погребение B. В. Розанова в письме к М. В. Нестерову: «Много раз приобщался и просил его соборовать, он нашел тут свящ. о. Павла себе по нутру… Когда увиделся с ним в последний раз, за несколько часов до смерти, то В. В. встретил меня смутно — уже прошептанными словами: “Как я был глуп, как я не понимал Христа”… похоронили его бок о бок с К. Леонтьевым, его наставником и другом…» (В. В. Розанов: pro et contra: В 2 т. СПб.: РХГИ, 1995. Т. 1. C. 258—259).

Сочинения: (совр. изд.): Мысли о литературе. М., 1989; Собр. соч.: В 2 т. М., 1990; О себе и жизни своей. М., 1990; Религия. Философия. Культура. Собр. соч. М., 1994—1995. [Т. 1—6]; Собр. соч.: Около церковных стен. М., 1995. Уединенное. М., 1990.

Литература о В. В. Розанове: В. Розанов: pro et contra: В 2 т. СПб.: РХГИ, 1995; Курдюмов М. О Розанове. Париж, 1929; Синявский А. Д. «Опавшие листья» В. В. Розанова. Париж, 1982; Николюкин А. Н. Василий Васильевич Розанов. М., 1990; Фатеев В. А. В. В. Розанов: Жизнь. Творчество. Личность. Л., 1991; Носов С. Н. В. В. Розанов: Эстетика свободы. СПб., 1993; Пишун С. В. Социальная философия В. В. Розанова. Владивосток, 1993; Пи-шун В. К., Пишун С. В. «Религия жизни» В. Розанова. Владивосток, 1994.

Лев XIII и католичество

Лев XIII и католичество

Розанов В. В.

Публикации
Папская «непогрешимость» как орудие реформации без революции

Папская «непогрешимость» как орудие реформации без революции

Розанов В. В.

Публикации
Русская церковь

Русская церковь

Розанов В. В.

Публикации