Конфессиональные факторы
формирования ценностной
структуры российской цивилизации
Российский Гуманитарный Научный Фонд Русская христианская гуманитарная академия
В рамках проекта РНФ № 15-18-00106
Междисциплинарное исследование конфессиональных факторов формирования ценностной структуры российской цивилизации
Главная / Авторы / Кантемир Д. К.

Кантемир Д. К.

Кантемир Д. К.Кантемир Дмитрий Константинович (1673–1723) — молдавский и российский государственный деятель и учёный. Будучи заложником турецкого султана в Константинополе в 1687–1691 гг., Кантемир изучил турецкий и персидский языки, благодаря чему занимал впоследствии в Османской империи высокие должности. В 1710 г. назначен султаном Ахмедом III (1703–1730) господарем Молдавии с обязательством подготовки молдавской армии к войне с Россией. Кантемир, стремившийся к освобождению Молдавии от османского ига, направил в Россию тайного посла Штефана Луку, вступившего в переговоры с Петром I о совместной борьбе с Турцией. В 1711 г. при участии Кантемира был составлен план договора о добровольном вхождении Молдавии в состав России на правах автономии, об установлении на ее территории наследственной монархии Кантемиров и пр.; призвал население Молдавии к поддержке Прутского похода Петра I.
11 (22) июля 1714 г. Кантемир был избран членом Прусской АН, содействовал образованию Санкт-Петербургской Академии наук.
Работа Кантемира «Книга Систима, или Состояние мухаммеданския религии» была написана в 1719 г. на латыни и была переведена на русский И.Ю. Ильинским. Ислам рассматривался Кантемиром как сложная религиозная система, влияющая на жизнь и историю общества. Работа была напечатана в январе 1723 г. согласно двум петровским указам и быстро разошлась, так как пользовалась большим спросом у читателей.
Второе значительное рукописное сочинение Кантемира по истории ислама «История магометанская со времен ложного пророка Магомета до первого императора Турецкаго» погибло вместе с фрегатом на Каспии во время Персидского похода 1722 г.
В Персидском походе Кантемир заведовал государственной канцелярией. По его инициативе была образована специальная типография с арабским шрифтом, в которой издали воззвание Петра I к народам Кавказа и Персии. В перерывах между военными действиями Дмитрий Константинович занимался рядом географических, исторических, археологических исследований, собирал материалы по истории Дагестана, изучал древние памятники Дербента.
Академик И.Ю. Крачковский так оценил уровень Дмитрия Константиновича Кантемира как исламоведа и востоковеда: «Свои знания ислама и восточных языков Кантемир вынес из Молдавии и Турции. Они были несравненно выше тех, что обнаруживали в хронографах и полемических трактатах византийцы» (Крачковкий И.Ю. Очерки по истории русской арабистики. М.; Л., 1950. С. 42).
Годы, проведённые при дворе турецкого султана, позволили Кантемиру скрупулёзно изучить мусульманскую догматику и близко познакомиться с образом жизни мусульман-суннитов. Исследования Д.К. Кантемира опередили время и превзошли научные труды ведущих западноевропейских религиоведов и востоковедов, стали первыми собственно исламоведческими работами в Европе.
Книга Систима, или Состояние мухаммеданския религии

Книга Систима, или Состояние мухаммеданския религии

Кантемир Д. К.

Публикации