Конфессиональные факторы
формирования ценностной
структуры российской цивилизации
Российский Гуманитарный Научный Фонд Русская христианская гуманитарная академия
В рамках проекта РНФ № 15-18-00106
Междисциплинарное исследование конфессиональных факторов формирования ценностной структуры российской цивилизации
Главная / Авторы / Муравьев А. Н.

Муравьев А. Н.

Муравьев А. Н.В истории Русской Православной Церкви есть целый ряд имен духовных писателей, которые в своих записках уделяли большое внимание Римско-Католической Церкви. К их числу принадлежит Андрей Николаевич Муравьев (1806–1874) — автор многочисленных сочинений, среди которых особое место занимают «Римские письма».
Напрасно трудиться искать имя А. Н. Муравьева в «Советском Энци-кло педическим словаре», а между тем оно достойно упоминания и в самом кратком списке деятелей российской культуры, ибо то, что создано этим духовным писателем, церковным просветителем, историком, популяризатором Православия и Католичества, трудно переоценить. Достаточно сказать, что сочинения А. Н. Муравьева были первыми книгами духовного содержания на русском языке, которые получили широчайшее распространение среди пораженного нигилизмом высшего русского общества, в котором всякий строго державшийся церковных традиций почитался религиозным фанатиком.
Андрей Николаевич Муравьев родился 12 мая 1806 г. в Москве в семье известного математика, генерал-майора Н. Муравьева. Братья Андрея Николаевича — М. Н. Муравьев, будущий управитель Виленского края, и Н. Н. Муравьев-Карский, наместник на Кавказе. Образование Андрей Николаевич получил домашнее, его наставник, переводчик С. Е. Раич, рано приохотил его к поэзии.
На протяжении ряда лет у Муравьева шел активный поиск своего жанра, своего направления в литературе, которое определилось лишь после путешествия, предпринятого им в конце 1829 г. в Святую Землю. Впечатления от этого путешествия вылились в книгу, которая определила судьбу писателя. С 17 лет он находился на военной службе, в 1831 г. Муравьев назначается столоначальником Азиатского департамента Министерства иностранных дел.
В 1832 г. А. Н. Муравьев издал свое сочинение «Путешествие по святым местам русским». Книга полюбилась русскому человеку. «С умилением и невольной завистью прочли мы книгу...» — писал А. С. Пушкин. «Путешествие» выдержало множество изданий. Даже революционный демократ Чернышевский похвалил сочинение А. Н. Муравьева: ««Путешествие...» было прочитано с удовольствием, как отчет о благочестивых впечатлениях образованного русского писателя, возвышающегося часто в благоговении своем до истинного красноречия». Сочинение, как тогда было принято, было преподнесено императору. Николай I со вниманием его прочитал, и автор тут же получил назначение: состоять в Святейшем Синоде за обер-прокурорским столом, т. е. быть секретарем при обер-прокуроре Святейшего Синода.
С 1833 г. Муравьев начал трудиться на этом поприще. В Синоде Муравьев всегда держал сторону присутствовавших духовных лиц, что часто вызывало неудовольствие обер-прокурора. Одновременно он занимался публицистикой, и его заслуги были по достоинству оценены: с 1836 г. он был членом «Общества российской словесности», а с 1837 г.— членом Российской Академии наук. Но трения в Синоде продолжались, и после ряда столкновений с обер-прокурором Протасовым Муравьев был уволен из Синода (в 1846 г.) и назначен чиновником особых поручений Азиатского департамента Министерства иностранных дел, где он служил ранее. Скончался Андрей Николаевич Муравьев 30 августа 1874 г.
Многие современники А. Н. Муравьева видели главную его заслугу в том, что благодаря его сочинениям русское высшее общество повернулось к духовной теме. Как писал Н. С. Лесков, «он первый из светских людей начал вещать о таких вопросах, которыми до него «светские» люди не интересовались и не умели за них тронуться». Именно благодаря «Путешествию по святым местам» А. С. Пушкин в последние годы жизни обратился к духовной теме. Свои стихи Муравьеву посвятили Ф. И. Тютчев («Там, где на высоте обрыва...») и А. Н. Апухтин («Уставши на пути, тернистом и далеком...»), отдавшие дань трудам благочестивого странника.
Вот неполный перечень книг, написанных А. Н. Муравьевым. Это «Письма о богослужении Восточной кафолической Церкви», переведенные почти на все европейские языки; «История Российской Церкви», также опубликованная на многих языках Европы, «Сношения России с Востоком по делам церковным», «Изложение Символа веры Православной кафолической Церкви», «Письма о спасении мира Сыном Божиим», «Первые годы христианской Церкви», «Первые века христианства», «О литургии», «Письма с Востока в 1849–50 гг. (к митрополиту Филарету Дроздову»), «Слово кафолического православия Римскому католичеству» и многое другое. Если мы обратимся к «Путешествию по святым местам русским», то по одному только оглавлению поймем, какое богатство оно содержит. Здесь и Троице-Сергиева Лавра, и Ростов Великий, и Новый Иерусалим, и Валаам, и Киев, Новгород и многое, многое, что так дорого сердцу каждого русского человека.
В 1846 г. увидела свет книга А. Н. Муравьева «Римские письма». Это был год, когда Муравьев был уволен из Синода. Как видно из текста книги, автор побывал в Риме в начале 1840-х гг. и «старался наиболее изучать (его) со стороны церковной». Книга составлена в виде писем; в них излагается история древних римских храмов, история Римско-Католической Церкви. Особый интерес представляют записки русского автора о тех богослужениях, за которыми он присутствовал. Несмотря на некоторые критические ноты, проскальзывающие в записках в отношении светской власти тогдашних римских пап, в целом отношение православного автора к увиденному благожелательное.
А. Н. Муравьеву довелось побывать в Риме в то время, когда там совершались предпасхальные, а затем и пасхальные богослужения; он присутствовал в качестве гостя в соборе св. апостола Петра, в Сикстинской капелле за богослужениями, которые возглавлял римский папа Григорий XVI (1831–1846). О том, как автор изложил свои впечатления от увиденного, предоставим возможность судить самому читателю; скажем лишь, что они перекликаются с тем образом, который обозначен в словах Муравьева: «Жизнь человеческая, как лампада: когда сосуд благоустроен, хороша светильня и чисто масло, тогда ясно горит и лампада...»

Римские письма <Фрагменты>

Римские письма <Фрагменты>

Муравьев А. Н.

Публикации