Конфессиональные факторы
формирования ценностной
структуры российской цивилизации
Российский Гуманитарный Научный Фонд Русская христианская гуманитарная академия
В рамках проекта РНФ № 15-18-00106
Междисциплинарное исследование конфессиональных факторов формирования ценностной структуры российской цивилизации
Главная / Христианство / <Не раскол и не ересь: о сущности и причинах русского сектантства> <Фрагменты>

<Не раскол и не ересь: о сущности и причинах русского сектантства> <Фрагменты>

Впервые: Буткевич Т. И. Обзор русских сект и их толков. Харьков, 1910. Печатается по второму, дополненному изданию: Обзор русских сект и их толков с изложением их происхождения, распространения и вероучения и с опровержением последнего. 2-е изд., испр. и значит, доп. Пг., 1915. С. 3-13. Название публикации дано составителем.

Примечания:

1 Баптизм (от греч. Раот^ю — погружаю в воду) — протестантское направление, возникшее из пуританизма в начале XVII в. и получившее название от практики крещения водным погружением.
Начало баптизму положили английские эмигранты-индепенденты в Амстердаме, перенявшие у меннонитов принцип сознательного крещения взрослых и основавшие в 1609 г. первую общину. Ее лидером был Джон Смит (умер в 1612 г.). Он разделял антикальвинистскую позицию своего современника Я. Арминия в отношении проблемы спасения. Бог, считал Смит, ни одного человека не предопределил к уничтожению. Это подтверждается искупительной жертвой Христа, которая принесена за весь род человеческий. Людям была дана свобода выбора между грехом и праведностью. Поэтому конечная судьба каждого зависит от его собственной воли. Кто воспользуется свободой и будет избран к спасению, а кто останется в грехе — изначально знает только Бог. Человеку же надлежит исповедовать веру и жить, как велит его совесть. Государственная власть в вопросы религии вмешиваться не должна.
В 1611 г. баптисты возвращаются в Англию, где ими публикуется Декларация веры. Во главе общины становится Томас Хелвис (1550-1616). Со временем число последователей баптизма умножается, возникают новые общины. В 1644 и 1689 гг. составляются Первое и Второе Лондонские исповедания веры, закрепившие баптистскую доктрину.
Единственным источником вероучения в баптизме объявлена Библия, а единственным посредником между Богом и людьми — Иисус Христос. От вступающего в общину требуется осознанность выбора. Почитание предметов культа и изображений отвергается. Крещение обливанием заменено на погружательное. Одной из особенностей стало введение свободного причащения, к которому допускались христиане, крещенные в других исповеданиях. Само причащение проводится хлебопреломлением как символическое действие в воспоминание о страданиях Иисуса Христа. Приняты самоуправление общинной жизни, независимость от светских и церковных структур в делах веры. Обязанностью каждого баптиста является проповедование Слова Божьего.
Приверженцы подобного уклада получили название общих баптистов. Значительная их часть в XVII-XVIII вв. обосновалась в Северной Америке. Первую общину организовал здесь Роджер Уильяме в 1639 г. С XIX в. в США существует несколько церквей общих баптистов. В России этого направления придерживаются объединения евангельских христиан-баптистов.
Одновременно с общими баптистами и независимо от них сложилось движение частных баптистов. Их общины стали активно распространяться с конца 1630-х гг. Согласно проповедуемому ими учению, искупительная жертва Христа освобождает от греха лишь часть людей, а именно тех, кто еще до сотворения мира был предызбран Богом к спасению. Принадлежность к избранным удостоверяется актом духовного возрождения, т. е. воздействием Святого Духа на принявших крещение по личной вере. Поэтому установлено закрытое причащение, лишь для членов баптистской общины. Порядок богослужебной практики (крещение, хлебопреломление и пр.) и дисциплина поддерживаются рукоположенными пресвитерами. В остальном исповедуются те же принципы, что и у общих баптистов (согласно Баптистскому вероисповеданию 1689 г.). Строгость и организованность сделали это движение доминирующим в баптизме.
С середины XVII в. частные баптисты создают свои объединения в Северной Америке; в 1684 г. возникает община в Пенсильвании, в 1707 г. — Филадельфийская ассоциация баптистов-миссионеров и др. В XVIII в. баптизм стал наиболее восприимчивой средой для идеологии ривайвелизма («духовного пробуждения»). В XIX в. миссионерская деятельность частных баптистов охватила ряд европейских стран — Германию, Данию, Норвегию, Швецию. Особенно прославился на этом поприще проповедовавший в России немецкий баптист Иоганн Онкен. Другим авторитетным идеологом баптизма был английский проповедник Чарльз Сперджен (1834-1892). Он основал Пасторский колледж в Лондоне, занимался благотворительными программами, боролся с либерально-рационалистическими настроениями в баптизме.
На рубеже 1850-1860-х гг. баптизм проникает в польские земли, Прибалтику и Финляндию, а затем в Украину, на Кавказ и в Поволжье. Начало баптизма в России связывается с крещением, которое совершил немецкий миссионер Мартин Кальвейт над тифлисским торговцем, выходцем из молоканской семьи, Никитой Исаевичем Ворониным в реке Куре 20 августа (1 сентября по н. с.) 1867 г. В 1884 г. образуется Союз русских баптистов (действовал до 1935 г.).
С 1905 г. в Великобритании действует международная организация — Всемирный союз баптистов. Он стал центром по обсуждению вопросов вероучения, организации, религиозной свободы и т. п. Раз в 5 лет созывается Всемирный конгресс баптистов; проводятся также Всемирные конференции баптистской молодежи.

2 Адвентизм (от лат. adventus — пришествие) — протестантское направление, возникшее в 1830-е гг. Основателем считается американский фермер Уильям Миллер (1782-1849), проповедник баптистской общины г. Хэмптона. В 1833 г. он опубликовал труд «Свидетельства из Священного Писания и истории о втором пришествии Христа в 1843 г. и Его личном царствовании в течение 1000 лет», где со ссылкой на 8-ю главу ветхозаветной книги пророка Даниила указал время второго пришествия — 21 марта 1843 г. Позднее срок был пересчитан и на год сдвинут. По прошествии названных сроков в 1845 г. Миллера с его сторонниками изгнали из общины. Он признал ошибку — нельзя точно вычислить замысленное Богом, но близость пришествия это не отменяет, и к нему надо готовиться. Несбывшееся предсказание породило разногласия среди сторонников адвентизма, что положило начало их дифференциации.
Первое время лидирующей была организация самого Миллера — милле-риты. На съезде 1845 г. в Олбани она преобразовалась в Ассоциацию тысячелетнего пришествия. Центральным пунктом учения осталась вера в скорое, уже без указания точных дат, пришествие Христа — «буквально, персонально, видимо». Этому событию будет сопутствовать устроение тысячелетнего небесного града для обитания праведников. Грешники же останутся на опустошенной земле. Затем произойдет сошествие «святого града» с небес и огненное «погубление» Богом всех грешников. Праведные получат вечную жизнь на обновленной земле. Заслужить пребывание в тысячелетнем царстве Христа можно только глубокой верой, жизнью по библейским заповедям, строгим соблюдением ритуальных действий и правил. Этими основоположениями до сего дня руководствуются умножившиеся со временем разновидности адвентизма. Однако каждая из них вносит свои дополнительные установления.
В 1844 г. из миллеритов Нью-Гемпшира выделилась группа во главе с бывшей прихожанкой методистской церкви Элен Хармон (Уайт). Она положила начало движению адвентистов седьмого дня, чтящих субботу как освященный день. В 1863 г. образуется Церковь христиан-адвентистов седьмого дня, ставшая к настоящему времени одной из крупнейших организаций адвентизма.
В 1860 г. община миллеритов американского г. Сейлема отвергла учение о бессмертии души, признала освященным днем воскресенье, созвала Генеральную конференцию христиан-адвентистов и образовала Адвентистскую христианскую церковь. Сейчас эта церковь действует в США, Канаде, Индии, Малайзии, Японии, на Филиппинах. Часть американских членов этого сообщества вышла из него, учредив «первозданную адвентистскую христианскую церковь».
В 1847 г. английские иммигранты в США образовали адвентистскую Церковь Бога, так же как и адвентисты седьмого дня признающую «соблюдение субботы». Эта организация ведет активную миссионерскую деятельность в Африке, Индии, Мексике и ряде др. регионов.

3 Квакеры (от англ. quakers — трясущиеся; официальное самоназвание — «Общество Друзей») — последователи протестантского пуританизма, придерживающиеся идеалов христианского гуманизма, веротерпимости и ненасилия.
Основоположником считается англичанин Джордж Фокс (1624-1691). Он родился в семье ткача-пуританина, занимался сапожным делом и скотоводством, в 19 лет покинул дом. С 1647 г. стал бродячим проповедником. По собственному свидетельству, Фокс имел ряд божественных видений, укрепивших его веру. Проповедуя, он посетил Европейский континент и Северную Америку. Фокс практиковал целительство, за что временами попадал в тюрьму. Им было создано более 5 тыс. религиозных текстов и подробный «Дневник». В середине 1640-х гг. Фокс стал проповедовать божественное присутствие в душе каждого человека — «озарение Святым Духом». Уверовавшие в такое присутствие уже не нуждаются в церковных учениях и культе для усвоения истин Откровения. Каждый человек пронизан борьбой Бога и Сатаны, духа и плоти. Цель вероисповедания — ощутить в себе божественный призыв («внутренний свет») и следовать ему в повседневной жизни. Таким образом, Бог будет внутренне руководить человеком, а человек — осуществлять в мире волю Бога. Высшим авторитетом в делах веры является Библия. Но ее содержание не должно восприниматься буквально и требует «одухотворенного истолкования». Фокс различал записанный людьми под диктовку Бога библейский текст и Слово Божье как «предвечность Святого Духа».
Вдохновленные его идеями последователи образовали сообщество «друзей внутреннего света». Их стали именовать, поначалу иронично, квакерами («трясущимися»). Трепет и дрожь вызывало у них ощущение присутствия Бога и рождения в себе нового человека (обычная ссылка — Флп. 2: 12). В Англии первые группы квакеров подверглись репрессиям, что вынудило их в 1650-х гг. к массовой эмиграции в Северную Америку.
История американских квакеров связана с именем Уильяма Пенна (1644-1718), предпринимателя и теолога, сына адмирала. В погашение своего долга семье Пеннов король Карл II выдал ему патент на руководство новоосно-ванной колонией (Пенсильванией). Сюда и началось переселение квакеров, стремившихся в г. Филадельфия устроить идеальное христианское общество. Его чертами были: отказ от сословных преимуществ, роскоши и развлечений, нравственная строгость, религиозная терпимость. Все это способствовало интенсивному хозяйственному развитию колонии, хотя социальное реформирование полностью так и не удалось. Учение Пенна разделяло тезис о «внутреннем свете» и другие идеи Фокса. Свои взгляды он обобщил в трактате 1693 г. «Некоторые плоды уединения». Однако его религиозно-нравственные наставления в большей мере были направлены на практические житейские ситуации, подчеркивая богоугодность разумности, ясности и честности в мыслях и делах.
Вплоть до XIX в. движение квакеров встречало противодействие со стороны как религиозных оппонентов, так и светских властей. Особое неприятие вызывал пацифизм квакеров, считающих насилие и убийство уничтожением «божественного света», который носит каждый человек. В XIX-XX вв. общины квакеров активно участвовали в антивоенной деятельности, филантропических акциях, социальной благотворительности.
По взглядам квакеров, универсальность «озарения Святым Духом» делает всех людей, вне зависимости от этнических, половых, социальных и пр. различий, носителями святости. Отсюда и следует полная расовая и религиозная терпимость. Открытие в себе «внутреннего света» вызывало у верующих радость и душевный подъем. В то же время внешние проявления эмоциональности у квакеров весьма умеренны. Им близка пуританская модель поведения в общине и в миру, с ее строгостью нравов и простотой быта. Равенство всех перед Богом побуждало квакеров обращаться к любому человеку на «ты», отказываться снимать головной убор и делать поклоны. Формализм церковных ритуалов квакеры заменяют свободной манерой богослужения: в нем нет обязательных священнодействий, символики и штатных проповедников, «сделавших профессию из Христа». Не практикуется и особое обрядовое сопровождение браков, рождений, погребений. В ходе молитвенного собрания читается Библия и звучат проповеди, но только если у кого-то из участников его «внутреннее озарение» вызовет потребность высказаться.

4 Штраус Давид Фридрих (1808-1874) — немецкий историк, до 1831 г. лютеранский пастор, представитель Тюбингенской школы либерально-протестантской теологии. Всемирную известность ему принес двухтомный труд «ЖизньИисуса», вышедший в 1835-1836 гг.
Историчность Иисуса для Штрауса очевидна, но евангельское жизнеописание вызывает сомнение. Содержание Евангелий отразило, по мнению Штрауса, обстоятельства и уклад более поздней эпохи. К тому же они насыщены неизбежными во времена мировоззренческих кризисов легендарными подробностями и мифологичными представлениями. Отсюда следует, что суть христианства надо искать не в личности Иисуса, но в совершенно новом для его эпохи строе вероисповедных идей. В этом смысле евангельские повествования по-своему достоверны: они запечатлели интуитивное ощущение народным сознанием божественного присутствия в мире. А в образе Христа символически выразилось единство конечного и бесконечного, духа и природы, Бога и человека.
Этот труд Штрауса стал образцом установления в христианстве фактов, согласующихся с данными науки и тем самым подтверждающих истинность связанных с ними положений религии. В дальнейшем взгляды самого Штрауса эволюционировали в сторону естественно-научного мировоззрения и вышли за пределы не только протестантизма, но и вообще христианского теизма.

5 Побирохин Илларион (17??-1791) — один из руководителей движения духоборов в XVIII в. Сельский торговец из Тамбовской губернии, в разъездах по стране проповедовал идеи духоборства (в том числе противопоставлял Библии так называемую «животную книгу» — устную традицию псалмов, отвергал богодухновенность христианских таинств, учил о «внутреннем озарении»). В 1763 г. арестовывался за «сектантство». Уподоблял себя «духовному мессии». Умер в сибирской ссылке.

Скачать
Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии (персоналии)

Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии (персоналии)


Религия и культура
Фотографии
Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии (альбом)

Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии (альбом)


Религия и культура
Фотографии
Церковь отмечает память апостола Филиппа

Церковь отмечает память апостола Филиппа




28.11.2016
Христианство. Рай на Земле

Христианство. Рай на Земле



Видео