Конфессиональные факторы
формирования ценностной
структуры российской цивилизации
Российский Гуманитарный Научный Фонд Русская христианская гуманитарная академия
В рамках проекта РНФ № 15-18-00106
Междисциплинарное исследование конфессиональных факторов формирования ценностной структуры российской цивилизации
Главная / Христианство / Протестантизм в России

Протестантизм в России

Впервые: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Т. XXVA. Полутом 50. СПб., 1898. С. 520-526. Печатается по этому изданию.

Примечания:

1 Лютер Мартин (1483-1546) — выдающийся деятель Реформации, основоположник немецкого протестантизма, теолог и переводчик Библии.
Окончил Эрфуртский университет, затем стал монахом ордена августинцев, был рукоположен в священники, преподавал в университетах Эрфурта и Виттенберга. Лютер выступил с резкой критикой учения и практики Католической церкви.
Осмысливая проблему спасения, Лютер стремился найти решение в «первоисточнике» — Библии. По его взглядам, ветхозаветный образ Бога как бескомпромиссного судьи, которому во имя спасения следует неустанно угождать подвигами благочестия, пребывая все время в страхе Божьего гнева, не совмещался с тональностью новозаветного благовествования, где Бог есть любовь. Размышления над Библией, глубоким знатоком которой он стал, привели Лютера к новому толкованию спасения. Грех человека настолько повредил его природу, что никакие исключительные заслуги или «добрые дела» ее не изменят, считал Лютер. Только Бог, любящий свое творение, искупает греховность рода человеческого через явление в мир, страдания и смерть Иисуса Христа. Правосудие Бога будет не в наказании за грехи, а в их прощении всем уверовавшим в искупительную жертву Христа. Это подтверждается общностью установок Ветхого Завета (Авв. 2: 4) и Нового Завета (Рим. 1: 17), которые передают единую волю и милосердие Бога: «праведный верою жив будет». Ничего иного, сверх оправдания верой, от человека не требуется. Чтобы вера не была всуе, христианин должен иметь точное наставление в ней, которым является исключительно Священное Писание. Вселенские соборы, папы римские, отцы церкви могут ошибаться; Библия — непогрешима.
Критики Лютера неоднократно замечали, что его аргументы о приоритете веры над «делами Закона» опираются на спорное толкование слов апостола Павла (Гал. 2: 16, Рим. 3: 28, Еф. 2: 9 и др.) об утрате спасающей силы ритуальных предписаний после жертвы Христа. Лютер использовал слова, адресованные иудеям, против католической церковной доктрины. Но в атмосфере реформационных настроений эпохи такой поворот был убедителен, поскольку основывался на самом авторитетном в христианстве источнике — Слове Божьем. К тому же вера не отменяла добрые дела — для Лютера они нужны не для того, чтобы заслужить одобрение Бога, а как живой и деятельный процесс постоянного подтверждения обращенности человека к Богу.
Вывод о том, что спасающая благодать даруется только по вере и непосредственно от Бога, меняет отношение к церковной иерархии. Служители церкви должны помогать христианину в организации его религиозной жизни, но не могут быть распорядителями благодати и тем более — торговать ею. Из этого следует лютеровское понимание индульгенций (замены церковного наказания штрафом), которое было высказано в знаменитых 95 тезисах 1517 г. Лютер не осудил тогда саму возможность индульгенций — тезис 71 прямо гласит: «Кто говорит против истины папских отпущений — да будет тот предан анафеме и проклят». Его неприятие вызвало отпущение грехов за плату и без покаяния. Но даже умеренное требование Лютера устранить условия церковных злоупотреблений вызвало обостренную ответную реакцию. Тем более что содержание тезисов скоро стало известно в немецких землях и усилило волнения, вызванные высокими налогами в пользу церкви.
На диспутах 1518-1519 гг. представители римской курии безуспешно добивались отречения Лютера от выдвинутых идей. В лейпцигской дискуссии 1519 г. с Иоганном Экком он отверг непогрешимость пап и соборов церкви. Постановлением (буллой) папы римского Льва X в 1520 г. Лютера обвинили по 41 пункту в ереси. Было предписано сжигать его труды. В ответ Лютер публично сжег текст папской буллы и церковные книги по каноническому праву.
1520 г. стал временем создания программных трудов Лютера. Прежде всего, это послание «К христианскому дворянству немецкой нации. Об исправлении христианства». Здесь утверждается общность всех крещеных во имя Христа — мирян и духовенства — в едином религиозном состоянии верующих. Различны могут быть лишь «служения». Церковь понимается как невидимое, но реальное духовное сообщество христиан, обладающее при этом «внешним телом» земной организации. Наблюдаемый беспорядок видимого ее состояния требует от светских властей участия в реформировании и правильном устройстве церковной жизни, считал Лютер. В другом труде — «О вавилонском пленении церкви» — Лютер предложил сохранить только те таинства, которые были установлены самим Христом, — крещение и причащение. Миряне должны допускаться к чаше причастия. Хлеб и вино в таинстве не теряют природной своей субстанции, но лишь становятся внешними элементами, которые без участия священника, в силу Слова Божьего передают реальное присутствие Христа (в 1529 г. Лютер заметит, что слова Библии не должны толковаться символически, а буквальное их значение указывает на действительное присутствие Тела и Крови Христа «в, под, с» хлебом и вином). В трактате «О свободе христианина» Л. отрицает любое принуждение в духовных делах, поскольку судьба «оправданного верой» уже не зависит от церковных установлений. В мирской же жизни требуется осознанно подчиняться властям как представителям богоустановленного порядка.
Император Карл V в 1521 г. вызвал Лютера на имперский сейм в г. Вормсе для разбирательства. Ни свидетельств Священного Писания, ни ясных доводов разума, переубедивших бы Лютера, его противникам найти не удалось, и он отказался отречься. Незадолго до этого папский указ отлучил его от церкви. После событий в Вормсе было официально объявлено об имперской опале Лютера. В 1521-1522 гг. Лютер скрывался под покровительством курфюрста Саксонии Фридриха Мудрого в замке Вартбург. Здесь за одиннадцать недель он создал немецкий перевод Нового Завета с греческого текста. Перевод Ветхого Завета Лютер завершил в 1534 г. В 1524 г. он формально расстался с монашеством, а год спустя женился. Свои теологические идеи после Вормского эдикта Лютер выразил трактатом 1525 г. «О рабстве воли», где доказывал полную зависимость человека от предопределения и благодати Бога.
Последующие события, связанные с Крестьянской войной в Германии и прочими потрясениями, побудили Лютера к более консервативным суждениям о религиозных и социальных вопросах. В 1529 г. марбургская дискуссия со швейцарскими реформаторами по поводу пресуществления окончательно разделила Лютера с радикальными приверженцами Реформации. В то же время учение Лютера распространилось во многих европейских государствах. Шпейерский рейхстаг 1526 г., в созвучие его идеям, положил начало широкомасштабной секуляризации. «Протестация» на запрет лютеранской реформы рейхстагом 1529 г. вызвала в немецких землях междоусобицу, которая привела к конфессиональному расколу и приостановилась только с подписанием Аугсбургского религиозного мира в 1555 г., уже после смерти Лютера. Последний период жизни реформатора прошел в работе над теологическими сочинениями, составлении и редактировании вероизложений, проповедовании, уточнении главного труда — перевода Библии.

 2 «Аугсбургское вероисповедание» — изложение вероучения, составленное Филиппом Меланхтоном (1497-1560) и одобренное Лютером, для предъявления существа реформационной доктрины на заседании рейхстага в 1530 г., где проходили переговоры с католическими властями о признании протестантизма. Его первая часть — «Вера и доктрина» — содержит 21 статью, излагающую основные пункты учения. Некоторые из них даны в редакции, созвучной католическим представлениям о Боге, таинствах, свободе воли. Другие же были сугубо лютеранскими, особенно — четвертая статья об оправдании верой, десятая статья с трактовкой вечери Господней, двадцатая статья о добрых делах как исполнении воли Бога («лишь вера приносит благодать и прощение грехов»). Вторая часть — «Злоупотребления» — в 7 статьях перечисляет позиции Римско-католической церкви, неприемлемые протестантами: отказ мирянам в чаше причастия, целибат, плата за отпущение грехов и ряд др. Во второй редакции Аугсбургского исповедания (1540) Меланхтон уточнил некоторые формулировки. В частности, тезис о «действительном присутствии» Тела и Крови Христа в хлебе и вине был заменен понятием «истинного представления» Тела и Крови под видами хлеба и вина для участвующих в вечере Господней.
Противники Реформации выступили с «Опровержением» Аугсбургского исповедания веры, под влиянием которого император Карл V отклонил протестантское вероизложение. Тогда Меланхтон представил ответ в виде Апологии Аугсбургского исповедания. Это — официальный комментарий к основному тексту с контраргументами на возражения католических критиков. В редакции 1531 г. данный трактат был включен в свод лютеранских канонических текстов — Книгу Согласия.

 3 Рокита Ян (?-1591) — теолог из Чехии, приверженец идей Реформации, от преследований переселился в Польшу, был там пастором общины богемских братьев (последователей гусизма). В 1570 г. сопровождал польское посольство в Москву, где имел «прение о вере» с Иваном Грозным, которое позднее описал на польском языке (латинский перевод был издан И. Ласиц-ким в 1582 г. в Шпейере).

 4 Феодосии Косой (жил в XVI в., годы рождения и смерти неизвестны) — русский монах, в 1554 г. бежал в Литву; критик обрядовой стороны христианства, поклонения иконам и святым мощам (как человеческого измышления, сродни идолопоклонству), отвергал сакральность церковной иерархии, в богословии склонялся к антитринитаризму и протестантской трактовке искупления грехов.

 5 Олеарий Адам (нем. фамилия Ольшлёггер, 1599-1671) — выходец из Шлезвиг-Голштейна, математик, магистр философии, преподавал в Лейпциге. Побывав в России, оставил пространное «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно» (рус. перевод был сделан А. М. Ловягиным и издан А. Г. Сувориным в 1906 г.), в том числе содержащее наблюдения религиозной жизни русских, их отношения к последователям других религий.

 6 Грегори Иоганн Готфрид (1631-1675) — прибыл в Москву в 1658 г., был приходским учителем, а затем пастором в лютеранских общинах Немецкой слободы, один из организаторов первого театра при царском дворе.

7  «Катехизис» Лютера — изложение доктринальных принципов реформированного христианского вероисповедания в вопросах, ответах и разъяснениях; содержится в составленных М. Лютером Малом Катехизисе и Большом Катехизисе (1529 г.); структурно и то и другое состоит из шести одноименных глав о десяти заповедях Божьих, смысле веры, молитвы Господней, крещения, исповеди, причащения.

 8 Башкин Матвей Семенович (жил в XVI в., годы рождения и смерти неизвестны) — из дворянского рода, первое упоминание его относится к 1553 г. (вел спор со священником во время исповеди по поводу «неравночестия» Иисуса Христа Богу Отцу и безразличия церкви к рабству); отвергал церковную трактовку таинств, иконопочитание, посредническую роль церкви; имел группу приверженцев, в том же году предстал перед Соборным судом и его решением был в 1554 г. сослан в Волоколамский монастырь для «вразумления» , дальнейшая судьба неизвестна.

 9 Катехизис Лаврентия Зизания — изложение основ христианского вероучения, составленное православным священником из Вильно Лаврентием Зизанием (Лаврентий Тустановский, ок. 1570 — после 1633) на литовском языке, было им предъявлено московскому патриарху Филарету для перевода и «исправления» в духе русской церковной традиции; напечатан в 1627 г., но широкого хождения не получил в силу сомнительности с церковной точки зрения некоторых трактовок.

 10  Тверитинов Дмитрий Евдокимович (наст, фамилия Дерюшкин, ум. после 1723) — из стрелецкого сословия, в конце XVII в. служил у иноземцев в московской Немецкой слободе, учился лекарскому делу. Считается, что он усвоил протестантские воззрения и распространял их. Стал известен как критик церковной иерархии, отвергал иконопочитание и сакральность Священного Предания, проповедовал исключительность Библии для веры и спасения. С 1713 г. находился под следствием, был осужден, раскаялся и освобожден на поруки в 1718 г.

 11  Феофан Прокопович (1681-1736) — архиепископ Православной Российской церкви, проповедник, государственный деятель Петровской эпохи. Окончил Киево-Могилянскую академию, посетил несколько немецких университетов, одно время был привержен униатству. Затем преподавал и был ректором Киево-Могилянской академии. С 1716 г. в основном пребывал в Санкт-Петербурге, был активным сподвижником Петра I. Интерес Феофана Прокоповича к реформаторской деятельности во многих областях, включая церковную, дал основание критикам обвинять его в симпатиях к протестантизму. Вместе с тем именно он способствовал повышению уровня образованности православного духовенства, был автором первого в России курса догматического богословия для духовных школ.

 12 профессором Буддеем — Будде Иоганн Франц (1667-1729) — немецкий лютеранский теолог, преподавал в нескольких учебных заведениях Германии, профессор теологии в университете Йены, автор наставлений по догматической и нравственной теологии; его труды, в которых содержались возражения на критику лютеранства в трактате «Камень веры» президента Духовной коллегии (Святейшего Правительствующего Синода) митрополита Стефана Яворского, были известны Феофану Прокоповичу.

 13 Меннониты — последователи протестантского течения, возникшего в 1530-х гг. среди анабаптистов и существующего с тех пор как объединение автономных общин. Название связано с именем голландского священника Менно Симонса (1496-1561), покинувшего в 1535 г. Католическую церковь. В основе конфессиональных взглядов меннонитов лежат общепротестантские идеи (авторитет Библии, спасение верой, всеобщее священство), с поправкой на тезисы анабаптистского Шляйтхаймского исповедания 1527 г. и труды Менно Симонса (особенно «Основание христианской доктрины» 1539 г.). Кодификация учения была проведена на Дортской конференции 1632 г. в «Декларации главных статей нашей христианской веры». Среди ключевых положений — принцип сознательного крещения по вере. Причащение толкуется как символическое действие. В ритуал может входить взаимное омовение ног. Сохранение истинной веры предполагает исключение браков с иноверующими. Удержаны анабаптистские идеи неприятия государственных клятв, воинской службы и вообще насилия, хотя в конкретных ситуациях каждая община правомочна на собственную позицию. Иерархия отвергается, хотя могут существовать церковные должности (диакон, пастор, епископ). Высшими органами управления являются конференции, принимающие коллективные решения.
В 1550-х гг. началась миграция меннонитов: из Голландии значительная их часть переселилась в Польшу. В конце XVIII в. ряд общин из Польши перебрался в Россию. Они обосновались на правом берегу Днепра, в Таврической и Екатеринославской губерниях. Их этнический состав включал голландцев, фламандцев, фризов, саксонских немцев. Были общины меннонитов и среди немецких колонистов в России. В середине XIX в. российские общины разделились на сторонников церковного конвента 1851 г. — церковных меннонитов — и оппозиционную им группировку братских меннонитов. Церковные меннониты («державная община») сохранили традиционную обрядовую практику: крещение обливанием, дважды в год хлебопреломление, раздельное для мужчин и женщин омовение ног. Братские меннониты («общество меннонитского братства») дополнительно допускали и так называемое гюпферство («прыгание», от нем. Htipfer — попрыгун), сопровождая ритуал молитвенного собрания плясками и бодрыми песнопениями. Они подвергли сомнению оправданность формальных условий крещений (18-летний возраст и знание катехизиса), так как главным требованием считали «обращение к Богу по вере». Сам обряд крещения проводился ими погружением в воду. Причащение у братских меннонитов происходит четырежды в год. В социальном плане они менее интегрированы в отношения с государством, нежели церковные меннониты.

 14 Гернгутеры — последователи протестантского течения, возникшего в Саксонии из объединения эмигрантских групп чешских братьев с дрезденскими лютеранами в XVIII в. Название связано с поселением Гернгут (Град Господень), устроенным ими в 1727 г. на богемских землях графа Николая Людвига фон Цинцендорфа (1700-1760).
Цинцендорф был популярным в протестантской Европе и Америке проповедником, автором множества духовных песен, епископом общины герн-гутеров с 1737 г. Его теология базируется на исключительности символа распятия — Креста Господня. Постоянное мысленное созерцание распятия пробуждает, по его мнению, ощущение глубокой благодарности ко Христу за искупительную жертву во имя всеобщего спасения. Такое переживание рождает у сопричастных чувство общности: объединение во Христе примиряет людей с Творцом и друг с другом. Все это способствует развитию в мыслях и поступках людей истинного благочестия.
В своей деятельности гернгутеры сочетают элементы гуситской идеологии, лютеранских воззрений в духе Аугсбургского исповедания веры, мистико-нравоучительные черты пиетизма. Организация близка к лютеранскому типу церкви: имеются епископы, пресвитеры и диаконы.

 15 Штундисты — религиозное движение в России второй половины XIX в., ставшее переходной формой между традиционным русским христианским сектантством (духоборцы, молокане и пр.) и протестантскими сообществами пореформенного периода (баптисты, евангельские христиане, адвентисты седьмого дня).
Название происходит от практики совершения молитв и чтения Библии для крестьян протестантскими проповедниками в строго определенные часы, что дисциплинировало религиозное поведение. Первоначально штундизм возник у меннонитов и реформатов из немецких колоний в России. Не имея своих пресвитеров, штундисты стали объединяться с появившимися в России к середине 1860-х гг. баптистами (штундо-баптизм). Не принявшие этого союза именовались «духовной штундой»; многие из них вошли в общины евангельских христиан.
Наибольшее распространение штундизм получил в южных и центральных губерниях среди выходцев из русских духовных христиан (секта тверского крестьянина Василия Сютаева и др.). По их воззрениям, существующий мир «лежит в неправде». Противоположностью этому миру является Троица, каждая ипостась которой выражает любовь. Смысл веры — заслужить пришествие любви, т. е. самого Бога, в этот мир и тем самым искоренить зло. Церковная иерархия, литургия, атрибутика, культ святых отвергаются как человеческие измышления. По словам авторитетного штундиста Ивана Онищенко: «Религия должна быть в сердце, а до внешних видов религии нам нет дела». Поэтому истинное исповедание веры опирается только на Библию, «свидетельство Иисуса Христа» и духовное озарение («внутреннее присутствие Бога»). В конце XIX в. большинство штундистов перешло в баптистские общины.

 16 Пашковцы — так называли, от фамилии отставного полковника Василия Александровича Пашкова (1834-1902), российских приверженцев евангелизма начиная с середины 1870-х гг. Пашков принял повторное крещение и стал проповедовать евангелизм в больницах, тюрьмах, среди городского мещанства и рабочих. Вместе с княгиней В. Ф. Гагариной, бароном М. М. Корфом и пр. единомышленниками он участвовал в деятельности «Общества поощрения духовно-нравственного чтения», распространившего по России в 1876-1884 гг. более 1,5 млн экземпляров Библии и др. христианскую литературу.
Совершение «добрых дел» пашковцы рассматривали как плоды веры, но не как условие спасения, которое достигается только через Христа. Хри-стоцентризм их учения обусловил устремленность к евангельскому типу образа жизни и богослужения. Служба состояла обычно из молитв, проповедей и духовного пения. К обрядам пашковцы относились свободно, совершая культовые действия (крещение, хлебопреломление) без участия пресвитеров. В отличие от баптизма, крещение производилось без «возложения рук»; обязательного требования перекрещиваться к прозелитам из других христианских конфессий не предъявлялось.
Сильное противодействие Святейшего Синода привело к запрету в 1884 г. проповеднической деятельности сторонников Пашкова, асам он был выслан из России. Но тайные собрания евангельских христиан, как стали называть себя его последователи, продолжались в С.-Петербурге и общинах по губерниям европейской части России вплоть до императорского указа 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости».

 17 Редстокисты — российские последователи евангелизма, чья религиозная деятельность связана с именем отставного английского полковника лорда Гренвилла Редстока (1833-1913). После участия в Крымской войне он стал баптистским проповедником, популярным в ряде европейских стран. Согласно Редстоку, спасение не требует от человека каких-либо особых «добрых дел», кроме одной только веры в искупительную жертву Христа. Для всех, в это уверовавших, спасение уже совершилось. Познакомившиеся с проповедью Редстока в Англии и Швейцарии русские аристократы пригласили его посетить Россию. В 1874-1876 гг. состоялось несколько таких поездок. Наибольшую известность Редсток получил в С.-Петербурге, где возникло общество его последователей — редстокистов.

 18 Гуситство — движение за церковные реформы в Чехии XV в., объединяло последователей идей чешского священника, профессора Пражского университета Яна Гуса (1371-1415). После гибели Гуса образовалось два больших направления — табориты и «калликстинцы» («чашники»). Первые считали устроение «истинной веры» (причастие «под обоими видами»; общинный тип богослужения, труда и быта) необходимым условием скорого пришествия Христа и возврата к безгрешному «адамову состоянию» (на смену порочным государству и церкви ожидалось явление тысячелетнего Божьего царства добра и справедливости на земле). Второе направление охватило большинство гуситов, главное требование которых состояло в причастии «под обоими видами» не только духовенства, но и мирян; кроме того, они поддерживали секуляризацию церковных земель и действия по созданию национальной чешской церкви.
Начиная с 1419 г. гуситы успешно противостояли сторонникам римского престола и иноземным вторжениям в Чехию. На Базельском соборе 1433 г. за ними было признано право причащаться «под обоими видами» и вести богослужение на чешском языке. Это удовлетворило «чашников» и умеренных таборитов. Радикальное же крыло было разгромлено в 1434-1436 гг. Уцелевшие группы его последователей положили начало движению чешских братьев в Богемии и Моравии, активно проявивших себя в период Реформации. Отказ от католической обрядности и авторитета папы римского сочетался у них с критикой социального и имущественного неравенства. Официального признания движение добилось к 1574 г., оформившись как «чешская конфессия». Был выполнен авторитетный чешский перевод Священного Писания — Кралицкая Библия (1579-1593). Однако в 1620-х гг. насильственная рекатолизация Чехии привела к перемещению центра движения в протестантскую Саксонию. Выдающаяся роль в его истории принадлежит Яну Амосу Коменскому (1592-1670). Получив реформатское теологическое образование в университетах Швейцарии и Германии (1611-1614), он становится в 1616 г. священником «общины братьев» , а с 1648 г. — последним в ее истории епископом. Главный теологический труд Коменского — «Всеобщий совет об улучшении дел человеческих». Воскресение Христа рассматривается здесь как залог возрождения в праведности всех избравших веру в него людей. В этой связи в общинах чешских братьев была установлена практика периодического всеобщего покаяния и коллективной молитвы об «обновлении». Большое значение придавалось также религиозному воспитанию и педагогике. Через образование у людей пробуждается богоданная способность к разумному освоению божественной книги Природы. Руководством же к развитию этой способности является Священное Писание. Постигая разумом установленное Богом естественное назначение всего существующего, человек становится помощником Бога. Нарушение свободного движения вещей в мире (насилие, агрессия) есть преступление перед Богом. Тридцатилетняя война и ее последствия вызвали дальнейшие преследования чешских братьев. Лишь после декрета императора Иосифа II о веротерпимости (1791) часть общин обрела легальное положение в Чехии (богемские братья и моравские братья). В союзе с реформатскими и лютеранскими церквями Чехии и Моравии они образовали в 1918 г. Евангелическую церковь чешских братьев, существующую доныне.

 19 Социнианство — радикальное протестантское движение, основанное на антитринитарной теологии. Название связано с итальянскими реформаторами Лелио Социном (1525-1562) и его племянником Фаустом Социном (1539-1604).
Доктрина социнианства опирается на рационалистическое толкование Священного Писания: Бог дал людям Библию для осознанного восприятия своих истин. Все, что противоречит разуму и нравственной пользе, считается неприемлемым. С этой точки зрения было объявлено иррациональным и отвергнуто догматическое требование веры в триединство Бога. Истоки такой позиции можно усмотреть еще в арианстве (IV в.), утверждавшем единоличность Бога и возвышение им Иисуса из сотворенности до божественности. Социнианство пересмотрело также и тему искупления Христом первородного греха. Если Иисус — человек, то вера в заместительную ценность его искупительной жертвы оказывается бессмысленной. Отпадают и связанные с этим трактовки спасения, в том числе кальвинистское учение о двойном предопределении. Разумное объяснение судьбы Иисуса — в ее символичности для людей как данного от Бога примера жизненного пути, ведущего к спасению. Аналогичным образом отрицались также сакральность таинств, «рождение свыше» при крещении младенцев, реальное присутствие Христа в причастии.
Созвучных социнианству воззрений придерживались и возникшие в 1570-х гг. группы реформаторов в Польше, отделившихся от кальвинизма — польские братья. Они активно проповедовали всеобщее братство и идеи социальной свободы. Перебравшийся в Польшу Ф. Социн стал лидером одного из таких обществ, а его доктрина придала идеологии польских братьев большую систематизированность. В 1658-1660 гг. под давлением Католической церкви последователи Социна изгоняются из Польши. Их общины возникают в Англии, германских государствах, Нидерландах и ряде др. стран. Организационная самостоятельность социнианства постепенно утрачивается. Но как рационалистическая тенденция религиозной мысли оно сохраняется в некоторых либерально-теологических концепциях протестантизма.

 20 Петр Могила (Петр Симеонович Могила; 1596-1647) — митрополит Киевский и Галицкий (в юрисдикции Константинопольской Православной церкви), основатель Киево-братской духовной школы (в будущем Могилян-ской академии). В трактате «Православное исповедание» (на латинском и греческом языках, в виде катехизиса) защищал православие от обвинений в усвоении протестантских идей.







Скачать
Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии (персоналии)

Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии (персоналии)


Религия и культура
Фотографии
Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии (альбом)

Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии (альбом)


Религия и культура
Фотографии
Церковь отмечает память апостола Филиппа

Церковь отмечает память апостола Филиппа




28.11.2016
Христианство. Рай на Земле

Христианство. Рай на Земле



Видео