Конфессиональные факторы
формирования ценностной
структуры российской цивилизации
Российский Гуманитарный Научный Фонд Русская христианская гуманитарная академия
В рамках проекта РНФ № 15-18-00106
Междисциплинарное исследование конфессиональных факторов формирования ценностной структуры российской цивилизации
Главная / Христианство / Протестантство в России

Протестантство в России

Впервые: Буткевич Т. И. Протестантство в России. (Из лекций по церковному праву). Харьков, 1913. С. 1-13. Печатается по этому изданию.

Примечания:

1 Флетчер Джиле (1548/9?-1611) — англичанин, магистр теологии; в 1588-1589 г. побывал в России с дипломатической целью, оставил сочинение «О государстве Русском» (в пер. О. М. Бодянской издано в 1901 г.).

2 Меланхтон (грецизиров. от Шварцерд) Филипп (1497-1560) — религиозный деятель Реформации, соратник Лютера, систематизатор протестантского учения и теологии. Выходец из образованной среды, внучатый племянник И. Рейхлина. Учился теологии, медицине и юриспруденции в университетах Гейдельберга и Тюбингена. Уже в 1518 г. стал профессором греческого языка в Виттенбергском университете, с 1519 г. преподавал теологию. Здесь он познакомился и сдружился с Лютером. Его главной теологической работой считается труд 1521 г. «Общие принципы (Основы) теологии», который неоднократно перерабатывался и дополнялся в последующих изданиях 1535, 1543, 1548, 1555 гг. Отвергая философские увлечения перввгх отцов церкви и средневековый схоластический аристоте-лизм, Меланхтон провозгласил единственным непогрешимым основанием теологии Библию. Только через Священное Писание можно приблизиться ко Христу, а значит, обрести «лекарство спасающее». Поэтому церковный ритуал оказывался безразличен для спасения. В Библии же Меланхтон черпал и последовательность теологических рассуждений.
Отличительной чертой его творческой манеры была ясность изложения и склонность к систематизации. Труды Меланхтона стали образцовыми в лютеранской теологии. Им присущи упорядоченность и взвешенность формулировок. Благодаря его деятельности теологическое образование в лютеранских университетах приобрело большую основательность: ему принадлежат учебные издания по психологии, филологии, моральной философии, библейские комментарии, толкование Никейского Символа Веры.
Меланхтон поддерживал Лютера в марбургской дискуссии 1529 г. с Уль-рихом Цвингли о причастии, хотя позднее несколько изменил свое отношение к тезису о «действительном присутствии» Христа в хлебе и вине, толкуя этот вопрос ближе к кальвинистской позиции. Последователи Лютера не раз критиковали его взгляды как отступничество. Тем не менее именно М. принадлежит составление наиболее значимых в лютеранстве вероизложений — Аугсбург-ского исповедания веры и Апологии Аугсбургского исповедания (1530). Им же написано приложение «О власти и верховенстве папы» к Шмалькальденским артикулам Лютера. Возглавив после Лютера реформационное движение в Германии, Меланхтон способствовал выработке условий Аугсбургского религиозного мира (1555) и окончательному признанию лютеранства.

 3 Cujiis est regio, ejus est religio — принято переводить с латинского как «чья власть, того и вера (религия)» («кто правит, тот и устанавливает (свою) религию»). Это выражение считается формулировкой компромисса между германскими католическими и протестантскими государствами.
Длительное противостояние лютеран и католиков в Германии началось после имперского съезда 1526 г. Тогда угроза раскола государства в период постоянных внешних конфликтов побудила Карла V санкционировать самостоятельный выбор позиции в церковных вопросах князьям и вольным городам империи. Воспользовавшись этим, сторонники Реформации начали решительную секуляризацию владений Римско-католической церкви. Католическое большинство Шпейерского рейхстага 1529 г. настояло на отмене права секуляризации. В ответ последовала знаменитая «Протестация» приверженцев лютеровской Реформации. Попытка соглашения между конфессиями на основе составленного Ф. Меланхтоном для рейхстага 1530 г. Аугсбургского исповедания веры не удалась, все компромиссные предложения были отвергнуты. В 1531 г. протестанты во главе с саксонским курфюрстом и ландграфом гессенским заключили в г. Шмалькальдене союз для защиты Реформации. Внутреннего единства в союзе не было, возникали конфликты лютеран Северной и Центральной Германии с симпатизировавшими цвинглианству реформаторами юго-западных областей. В 1546 г. Карл V захватил большую часть лютеранских территорий, включая Виттенберг. Насильственное принуждение лютеран к отказу от принципиальных позиций принятого вероучения вызвало сильное недовольство в стране. Столкновения возобновились и в 1552 г. Верхняя Германия перешла под контроль протестантов. Итогом этого противоборства стал Аугсбургский религиозный мир — соглашение, заключенное на рейхстаге в Аугсбурге 25 сентября 1555 г. между главой «Священной Римской империи германской нации» Карлом V и правителями протестантских земель, добивавшимися равных прав с католическими князьями. По его условиям устанавливалось равноправие католиков и протестантов-лютеран Аугсбургского исповедания. Анабаптисты, цвинглианцы и кальвинисты остались вне рамок соглашения. Территории стали различаться по принятому в них вероисповеданию. Князья получили официальное право определять конфессиональную принадлежность для своих подданных. Результаты предшествовавшей секуляризации не пересматривались. Органы лютеранской церкви (консистории) подчинялись светской власти и становились частью административного устройства, а само лютеранство получило статус государственно санкционированной религии.

 4 Liber Concordiae — Книга Согласия — собрание вероисповедных документов, признанных общими для поместных лютеранских церквей. Впервые опубликована, после длительных согласований, в 1580 г. В ее состав входит несколько основополагающих для лютеранства текстов.
Прежде всего, это три Символа Веры, воспринятые лютеранством из наследия ранней христианской церкви — Апостольский, Афанасьевский, Никео-Константинопольский. Богодухновенность за ними не признается, но принадлежность к начальным временам христианства делает эти Символы Веры влиятельными наставлениями для лютеран.
Краткое и развернутое изложение доктринальных принципов конфессии содержится в составленных Лютером Малом Катехизисе и Большом Катехизисе (1529). Структурно и то и другое состоит из шести одноименных глав с разъяснением десяти заповедей Божьих, смысла веры, молитвы Господней, крещения, исповеди, причащения.
Особое место в этом своде занимают составленные Меланхтоном Аугсбург-ское исповедание веры и Апология Аугсбургского исповедания, содержащие изложение и аргументацию лютеранского вероучения.
Дополнительное разъяснение лютеранского отношения к католической иерархии содержится в следующем, вошедшем в Книгу Согласия, трактате Меланхто-на — «О власти и верховенстве папы» (1537). Этот труд стал приложением к др. документу Книги Согласия — Шмалькальденским артикулам (статьям) Лютера. Статьи были написаны в 1537 г. для обозначения позиций протестантизма на предполагавшемся Вселенском соборе. Здесь, в частности, оговаривалось различение протестантами функций духовной и светской сфер. Для первой отстаивалось право христианина на сопротивление любому диктату в делах веры. Во втором случае допускалось признание административных прав мирской власти.
Завершающим текстом сборника стала так называемая Формула Согласия. Ее появлению предшествовала ожесточенная полемика между различными группировками лютеранских теологов по ключевым темам доктрины: о покаянии, обращении, оправдании, добрых делах, предопределении. Разногласия, да еще и перед лицом сильного католического давления, грозили расколом. Поэтому ряд теологов из Вюртемберга и Саксонии, прежде всего Мартин Хемниц и Якоб Андреэ, составили несколько вариантов согласительных текстов. Из них на съезде теологов в Торгау (1576) был выработан единый документ, положенный в основу окончательной редакции Формулы Согласия в 1577 г. Он состоит из двух частей. Первая — «Эпитоме» — во введении и 12 статьях содержит краткое изложение пунктов, вызывающих расхождения, и предлагает их наиболее приемлемое толкование. Библия объявляется единственным источником христианского учения, Аугсбургское исповедание веры — правильным стандартом его изложения. Вторая часть — «Основательная декларация» — рассматривает те же вопросы, но уже в четырехкратно увеличенном объеме. Среди важнейших положений Формулы Согласия — осуждение в седьмой статье идеи «духовного вкушения Христа» на Вечере Господней, принятие которой делало бы таинство причащения излишним. Отвергались также учения кальвинистов, анабаптистов, швенкфельдеров, антитринитариев.
Не все лютеранские церкви приняли Книгу Согласия в полном объеме. Если Аугсбургское исповедание веры разделяется большинством лютеран, то Формула Согласия встречалась по-разному. В Дании и Норвегии она не получила официального признания. Некоторые немецкие государства также не присоединились к ее подписанию, хотя признают остальные тексты в Книге Согласия.

Скачать
Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии (персоналии)

Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии (персоналии)

Религия и культура
Фотографии
Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии (альбом)

Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии (альбом)

Религия и культура
Фотографии
Церковь отмечает память апостола Филиппа

Церковь отмечает память апостола Филиппа

28.11.2016
Христианство. Рай на Земле

Христианство. Рай на Земле

Видео
swathi reddy sex videos manytubeporn.mobi lndian sxe video سكس بنات مصرى gottorco.com افلام سكس في الكنيسه سكس نيك شباب crobama.com سكس بزاز مترجم kolkata sexy girl noticieroporno.com x video bangla 9taxi indiansexmms.me oriya blue film
xx vidioes pornmovstube.net hardcore mature sex ولد وامة سكس erotikturkporno.com سكس امهات حوامل تحميل مقاطع سكس للجوال hardsextubevid.com نيك محارم مصري www.xxxvideos .com movsmo.net xnxx mobile videos ati sundar eporner.name family xvideos
سكس علي البحر hailser.com سكس العائلات nude beach girls pornoguru.info sexy maal video 子作り許可証 javdatabase.net いいなり人妻寝取らせ中出し温泉旅行 ゆき27才 indian sex vid pornlake.mobi xxx dat cam افلام نيك مترجمه lesexcitant.com سكس موظفه