Бердяев Н. А.
- Арсеньев Н. С. (9)
- Архиепископ Михаил (Мудьюгин) (2)
- Архимандрит Августин (Никитин) (1)
- Афанасьев Н. Н. (1)
- Базиленко И. В. (1)
- Барский В. Г. (1)
- Барсов Н. И. (2)
- Бартольд В.В. (2)
- Белов А. В. (1)
- Белюстин И. С. (1)
- Бестужев-Марлинский А. А. (1)
- Богатырев Д.К. (1)
- Брандт Л. Г. (1)
- Буевский А. С. (1)
- Булгаков М. П. (1)
- Булгаков С. Н. (2)
- Бунин И. А. (1)
- Бурлака Д. К. (1)
- Буткевич Т. И. (3)
- Бухарев А. М. (1)
- Васильева О. А. (1)
- Велицын А. А. (1)
- Верховской С. С. (1)
- Вяземский П. А. (2)
- Гагарин И. С. (6)
- Галлер П. К. (1)
- Гец М. Б. (1)
- Гиляревский А. Ф. (1)
- Глубоковский Н. Н. (1)
- Голубинский Е. Е. (1)
- Голубцов А. П. (1)
- Григорьева С. С. (1)
- Гумилев Н. С. (1)
- Дамадаев Г. М. (1)
- Данилевский Н. Я. (2)
- Дегтярева Е. С. (1)
- Диакон Василий Герасимчук (1)
- Диакон Сергей Вощенчук (1)
- Ельчанинов А. В. (1)
- Епископ Порфирий (2)
- Епископ Тихон (1)
- Зайнуллина Г. Р. (1)
- Зейнаб Нестерова (1)
- Зеньковский В. В. (3)
- Зернов Н. М. (1)
- Зиновий Отенский (1)
- Знаменский П. В. (1)
- Иван Васильевич Грозный (1)
- Иван Наседка (1)
- Иванов О.Е. (1)
- Иерей Алексей Юдин (1)
- Иеромонах Серафим Кенисарин (1)
- Ильин И. А. (2)
- Иоанн Сан-Францисский (1)
- Иосиф Патриарх Московский (1)
- Ипатов А. В. (1)
- Ипатов А. Н. (1)
- Йосеф Херсонский (1)
- Калиничева З. В. (1)
- Кантемир Д. К. (1)
- Капелюш Ф. Д. (1)
- Карамзин Н. М. (1)
- Каргина И. Г. (1)
- Кардинская С. В. (1)
- Кареев Н. И. (1)
- Карсавин Л. П. (3)
- Карташев А. В. (2)
- Керенский В. А. (1)
- Киреев А. А. (9)
- Киреевский И. В. (1)
- Клибанов А. И. (1)
- Костомаров Н. И. (1)
- Котов Ф. А. (1)
- Красножен М. Е. (1)
- Курдюмов М. (1)
- Курлыкин А. Р. (1)
- Куропаткина О. В. (1)
- Лебедев А. С. (2)
- Лермонтов М. Ю. (1)
- Лесков Н. С. (1)
- Лопаткин Р. А. (1)
- Лосский Н. О. (3)
- Лот-Бородина М. (1)
- Лункин Р. Н. (1)
- Лысенко И. В. (1)
- Максим Грек (1)
- Маслов А. А. (1)
- Махлак К. А. (1)
- Мейендорф И. Ф. (2)
- Митрополит Антоний (1)
- Митрополит Владимир (1)
- Митрохин Л. Н. (1)
- Михейшин А. А. (1)
- Монсеньор Пьетро Скалини (1)
- Муравьев А. Н. (1)
- Нечволодов А. Д. (1)
- Никольская Т. К. (1)
- Никольский А. C. (1)
- Новгородцев П. И. (1)
- Олесницкий И. А. (1)
- Осипов А. И. (2)
- Османов А. М. (1)
- Остроумов Н. П. (2)
- Пахомов С. В. (0)
- Пашино П. И. (1)
- Печенко М. Ф. (1)
- Победоносцев К. П. (1)
- Позднеев А.М. (1)
- Покровский Н. В. (1)
- Преображенский П. А. (1)
- Преподобный Макарий (1)
- Прилуцкий А. М. (2)
- Протодиакон Маркович К. Г. (1)
- Протоиерей Владимир Хулап (1)
- Протоиерей Иоанн (Морев) (1)
- Протопресвитер Виталий Боровой (1)
- Пушкин А. С. (1)
- Рейнмарус А. (1)
- Розанов В. В. (3)
- Саблуков Г. С. (1)
- Саввин А. В. (1)
- Савельев С. Н. (1)
- Самарин Ю. Ф. (2)
- Светлов Р.В. (0)
- Святитель Игнатий (3)
- Святой Феофан Затворник (1)
- Священник Алексей Яндушев-Румянцев (1)
- Священник Константин Щербак (1)
- Священномученик Александр Миропольский (1)
- Семенков В. Е. (1)
- Сипко Ю. К. (1)
- Скоробогатова И. В. (1)
- Смирнов М.Ю (1)
- Смирнов Ф. А. (1)
- Снегирев И. М. (1)
- Соколов И. И. (1)
- Соловьев Вл. С. (13)
- Струкова А. С. (1)
- Сюткин А. С. (1)
- Тавлеева С. Г. (1)
- Терентьев Н. Д. (1)
- Тихомиров Л. А. (1)
- Толстой А. Д. (1)
- Тонковид С. Б. (1)
- Торчинов Е. А. (2)
- Трубецкой Е. Н. (2)
- Тымкова И. М. (1)
- Тютчев Ф. И. (1)
- Федоренко Ф. И. (1)
- Федоров В.Ф. (1)
- Федоров Н. Ф. (2)
- Федотов Г. П. (2)
- Фет А. А. (1)
- Филатов С. Б. (2)
- Флоренский П. А. (2)
- Флоровский Г. В. (2)
- Фризен Г. (1)
- Хадзиев М. А. (1)
- Хомяков А. С. (1)
- Хорошилов А. О. (1)
- Цветаев Д. В. (5)
- Цветков П. П. (1)
- Цыпин В. А. (1)
- Чаадаев П. Я. (3)
- Шахнович М. М. (1)
- Шкаровский М. В. (1)
- Шмеман А. Д. (1)
- Шмонин Д. В. (1)
Бердяев Николай Александрович (1874—1948) — философ, религиозный мыслитель-публицист. Учился на юридическом факультете Киевского университета, из которого в 1898 г. был исключен за пропаганду марксизма и сослан в Вологду. Постепенно отошел от марксизма, в 1905 г. совместно с С. Н. Булгаковым руководил журналом «Вопросы жизни». В 1917 году избран профессором философии Московского университета, вел большую пропагандистскую работу по предотвращению «большевизации» революционного процесса в России. С 1918 по 1922 гг. преподавал в Вольной Академии Духовной культуры. В 1922 году выслан из России. С 1924 г. редактор журнала «Путь». Участвовал в съездах Русского Студенческого Христианского движения. В 1947 г. ему было присуждено звание доктора Кембриджского университета. Перу Бердяева принадлежит около 40 книг и 500 статей; его работы переведены более чем на полтора десятка языков, о нем написано более десятка монографий. Бердяев — самый известный русский философ. Его деятельность явилась связующим звеном между Востоком и Западом,
между христианами и не христианами, между философией и богословием. Довольно часто вспоминают, что в философской автобиографии, одной из самых ярких своих книг, Бердяев назвал себя «верующим вольнодумцем». Другие называли его «пленником свободы», «пленным пророком». Церковность человека, наверное, не следует измерять степенью его внешнего благочестия; мерой является его преданность служения Истине во славу Божию. Мы же под церковностью довольно часто понимаем традиционное благообразие и благочестие. Церковь — тело Христово, воцерковление предполагает как участие в таинствах, так и несение креста, обретение Пути, Истины и Жизни. Пророческое и просветительское служение Бердяева было явным, его проповедь свободы была призывом ко Христу. Парижский православный священник Евграф Ковалевский так говорил о Бердяеве: «…будучи до мозга костей русским человеком, духовно крепко связанным с Россией, являлся в то же время мыслителем вселенским. Его земной миссией было звать мир к утверждению правды во Христе. Он всегда и без уклонов шел прямым путем к Истине…» (Н. А. Бердяев: pro et contra. Кн. 1. СПб.: РХГИ, 1994. С. 83). Составителя настоящего сборника тридцать лет назад весьма привлекали личность и творчество Бердяева, но смущало то, что многие верующие считали его книги нецерковными, полагали, что Бердяев жил вне Церкви. Встречи с прот. Андреем Сергеенко, исповедовавшим Бердяева в Париже в последние годы жизни (речь на встречах шла, безусловно, не о содержании исповеди, но о сложившемся у священника отношении к личности Николая Александровича), помогла обрести способность православно оценивать «вольнодумство» Бердяева, понять, что его свободные высказывания не были антицерковными. Читателю было бы полезно познакомиться со свидетельствами людей, близко знавших философа: «Бердяев был глубоко религиозный человек. Он был совершенно послушен Церкви во всех таинствах и обрядах… Бердяев никогда не дорожил ни своими словами, ни мыслями… Отказывался иногда даже от прежних книг… Одно только его постоянно занимало и жило в сердце: найти новые убедительные доводы, чтобы доказать всему миру: у всех у нас одна дорога — религиозное возрождение… Бердяев никому не навязывал Церкви, но так видел его весь читающий его мир: стоя на высочайшей паперти православного храма, молча простирал он руки: сюда, сюда, сюда!» (Н. А. Бердяев: pro et contra. Кн. 1. СПб.: РХГИ, 1994. С. 84).
Сочинения: Духовный кризис интеллигенции (1910); Философия свободы. М., 1911; Душа России. М., 1915; Кризис искусства. М., 1918; Судьба России: опыты по психологии войны и национальности. М., 1918: Воля к культуре и воля к жизни // Шиповник. Сб. 1. М., 1922; Предсмертные мысли Фауста // Освальд Шпенглер и закат Европы. М., 1922; Философия неравенства. Берлин, 1923; М., 1990; Константин Леонтьев: Очерк из истории русской религиозной мысли. Париж, 1926; Мировоззрение Достоевского (1923); Смысл истории: опыт философии человеческой души (1923); Новое средневековье: Размышление о судьбе России и Европы (1924); Константин Леонтьев: Очерк из истории русской религиозной мысли. Париж, 1926; Христианство и классовая борьба (1931); В защиту А. Блока // Путь. Париж, 1931. № 26; Кризис интеллекта и миссия интеллигенции // Нов. град. Париж, 1938. № 13; Судьба человека в современном мире: К пониманию нашей эпохи (1934); Я и мир объектов: Опыт философии одиночества и общения. Париж, 1934; Дух и реальность: Основы богочеловеческой духовности (1937); Русская идея. Париж, 1946; Самопознание (Опыт философской автобиографии). Париж, 1949; М., 1991. Царство Духа и царство Кесаря (1951); Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого (1952); Истоки и смысл русского коммунизма. Париж, 1955; М., 1990; Собр. соч. Париж, 1983—1991. Т. 1.: Самопознание. Опыт философской автобиографии; Т. 2: Смысл творчества. Опыт оправдания человека; Т. 3: Типы религиозной мысли в России; Т. 4: Духовные основы русской революции: статьи 1917—1918 гг.; Эрос и личность: Философия пола и любви. М., 1989; Судьба человека в современном мире // Новый мир. 1990. № 1; О русских классиках. М., 1993; О назначении человека. М., 1993; Философия творчества, культуры и искусства. Т. 1—2. М., 1994; Соч. М., 1994; Философия свободного духа. М., 1994; Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995; Истина и откровение. СПб.: РХГИ, 1996.
Библиографический справочник работ Н. А. Бердяева составлен Т. Ф. Клепининой «Bibliographie des oevrues de Nicolas Berdiaev». Paris: YMCA-Press, 1978.
Литература о Н. А. Бердяеве: Н. А. Бердяев: pro et contra. Кн. 1. СПб.: РХГИ, 1994; Вадимов А. Жизнь Бердяева: Россия—Berk., 1993; Н. А. Бердяев о русской философии. Ч. 1—2. Свердловск, 1994; Гальцева Р. А. Очерки русской утопической мысли XX в. М., 1992; Антонов Н. Р. Николай Александрович Бердяев и его религиозно-общественное миросозерцание. СПб., 1912; Полторацкий Н. П. Бердяев и Россия. Философия истории России у Н. А. Бердяева. Нью-Йорк, 1967; Ермичев А. А. Три свободы Николая Бердяева. М., 1990.
Публикации статьи в журнале «Вестник…» предшествует Предисловие от редакции, в котором говорится: «…Будучи верным сыном Православной Церкви, Н. А. Бердяев оставался в своем философском творчестве свободным мыслителем, на что сам неоднократно указывал. Тем более ценно для нас его свидетельство об Истине Православия, не связанное условным и часто безжизненным языком “школьного богословия”. Помещая на страницах “Вестника” эту доселе не изданную его статью, редакция считает своим долгом во избежание недоумений, могущих возникнуть у некоторых читателей, пояснить те выражения, которые могли бы быть неправильно истолкованы. Так, когда Н. А., настаивая на пневматологическом характере православного богословия, говорит об “ожидании нового излияния Духа Святого в мире”, он отнюдь не имеет в виду “Третий Завет” или какую-то новую эру Святого Духа, идущую на смену христианскому откровению: из контекста ясно, что эти доводы относятся к эсхатологическому свершению (“Небесный Иерусалим”). Там же и далее в словах Н. А. Бердяева об “апокатастасисе” (противополагаемом здесь западному учению о “предопределении”) не следует непременно усматривать еретический смысл. Апокатастасис как божественный детерминизм всеобщего спасения был бы менее всего приемлем для философа, который положил в основу своей мысли пафос свободы».
между христианами и не христианами, между философией и богословием. Довольно часто вспоминают, что в философской автобиографии, одной из самых ярких своих книг, Бердяев назвал себя «верующим вольнодумцем». Другие называли его «пленником свободы», «пленным пророком». Церковность человека, наверное, не следует измерять степенью его внешнего благочестия; мерой является его преданность служения Истине во славу Божию. Мы же под церковностью довольно часто понимаем традиционное благообразие и благочестие. Церковь — тело Христово, воцерковление предполагает как участие в таинствах, так и несение креста, обретение Пути, Истины и Жизни. Пророческое и просветительское служение Бердяева было явным, его проповедь свободы была призывом ко Христу. Парижский православный священник Евграф Ковалевский так говорил о Бердяеве: «…будучи до мозга костей русским человеком, духовно крепко связанным с Россией, являлся в то же время мыслителем вселенским. Его земной миссией было звать мир к утверждению правды во Христе. Он всегда и без уклонов шел прямым путем к Истине…» (Н. А. Бердяев: pro et contra. Кн. 1. СПб.: РХГИ, 1994. С. 83). Составителя настоящего сборника тридцать лет назад весьма привлекали личность и творчество Бердяева, но смущало то, что многие верующие считали его книги нецерковными, полагали, что Бердяев жил вне Церкви. Встречи с прот. Андреем Сергеенко, исповедовавшим Бердяева в Париже в последние годы жизни (речь на встречах шла, безусловно, не о содержании исповеди, но о сложившемся у священника отношении к личности Николая Александровича), помогла обрести способность православно оценивать «вольнодумство» Бердяева, понять, что его свободные высказывания не были антицерковными. Читателю было бы полезно познакомиться со свидетельствами людей, близко знавших философа: «Бердяев был глубоко религиозный человек. Он был совершенно послушен Церкви во всех таинствах и обрядах… Бердяев никогда не дорожил ни своими словами, ни мыслями… Отказывался иногда даже от прежних книг… Одно только его постоянно занимало и жило в сердце: найти новые убедительные доводы, чтобы доказать всему миру: у всех у нас одна дорога — религиозное возрождение… Бердяев никому не навязывал Церкви, но так видел его весь читающий его мир: стоя на высочайшей паперти православного храма, молча простирал он руки: сюда, сюда, сюда!» (Н. А. Бердяев: pro et contra. Кн. 1. СПб.: РХГИ, 1994. С. 84).
Сочинения: Духовный кризис интеллигенции (1910); Философия свободы. М., 1911; Душа России. М., 1915; Кризис искусства. М., 1918; Судьба России: опыты по психологии войны и национальности. М., 1918: Воля к культуре и воля к жизни // Шиповник. Сб. 1. М., 1922; Предсмертные мысли Фауста // Освальд Шпенглер и закат Европы. М., 1922; Философия неравенства. Берлин, 1923; М., 1990; Константин Леонтьев: Очерк из истории русской религиозной мысли. Париж, 1926; Мировоззрение Достоевского (1923); Смысл истории: опыт философии человеческой души (1923); Новое средневековье: Размышление о судьбе России и Европы (1924); Константин Леонтьев: Очерк из истории русской религиозной мысли. Париж, 1926; Христианство и классовая борьба (1931); В защиту А. Блока // Путь. Париж, 1931. № 26; Кризис интеллекта и миссия интеллигенции // Нов. град. Париж, 1938. № 13; Судьба человека в современном мире: К пониманию нашей эпохи (1934); Я и мир объектов: Опыт философии одиночества и общения. Париж, 1934; Дух и реальность: Основы богочеловеческой духовности (1937); Русская идея. Париж, 1946; Самопознание (Опыт философской автобиографии). Париж, 1949; М., 1991. Царство Духа и царство Кесаря (1951); Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого (1952); Истоки и смысл русского коммунизма. Париж, 1955; М., 1990; Собр. соч. Париж, 1983—1991. Т. 1.: Самопознание. Опыт философской автобиографии; Т. 2: Смысл творчества. Опыт оправдания человека; Т. 3: Типы религиозной мысли в России; Т. 4: Духовные основы русской революции: статьи 1917—1918 гг.; Эрос и личность: Философия пола и любви. М., 1989; Судьба человека в современном мире // Новый мир. 1990. № 1; О русских классиках. М., 1993; О назначении человека. М., 1993; Философия творчества, культуры и искусства. Т. 1—2. М., 1994; Соч. М., 1994; Философия свободного духа. М., 1994; Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995; Истина и откровение. СПб.: РХГИ, 1996.
Библиографический справочник работ Н. А. Бердяева составлен Т. Ф. Клепининой «Bibliographie des oevrues de Nicolas Berdiaev». Paris: YMCA-Press, 1978.
Литература о Н. А. Бердяеве: Н. А. Бердяев: pro et contra. Кн. 1. СПб.: РХГИ, 1994; Вадимов А. Жизнь Бердяева: Россия—Berk., 1993; Н. А. Бердяев о русской философии. Ч. 1—2. Свердловск, 1994; Гальцева Р. А. Очерки русской утопической мысли XX в. М., 1992; Антонов Н. Р. Николай Александрович Бердяев и его религиозно-общественное миросозерцание. СПб., 1912; Полторацкий Н. П. Бердяев и Россия. Философия истории России у Н. А. Бердяева. Нью-Йорк, 1967; Ермичев А. А. Три свободы Николая Бердяева. М., 1990.
Публикации статьи в журнале «Вестник…» предшествует Предисловие от редакции, в котором говорится: «…Будучи верным сыном Православной Церкви, Н. А. Бердяев оставался в своем философском творчестве свободным мыслителем, на что сам неоднократно указывал. Тем более ценно для нас его свидетельство об Истине Православия, не связанное условным и часто безжизненным языком “школьного богословия”. Помещая на страницах “Вестника” эту доселе не изданную его статью, редакция считает своим долгом во избежание недоумений, могущих возникнуть у некоторых читателей, пояснить те выражения, которые могли бы быть неправильно истолкованы. Так, когда Н. А., настаивая на пневматологическом характере православного богословия, говорит об “ожидании нового излияния Духа Святого в мире”, он отнюдь не имеет в виду “Третий Завет” или какую-то новую эру Святого Духа, идущую на смену христианскому откровению: из контекста ясно, что эти доводы относятся к эсхатологическому свершению (“Небесный Иерусалим”). Там же и далее в словах Н. А. Бердяева об “апокатастасисе” (противополагаемом здесь западному учению о “предопределении”) не следует непременно усматривать еретический смысл. Апокатастасис как божественный детерминизм всеобщего спасения был бы менее всего приемлем для философа, который положил в основу своей мысли пафос свободы».