Флоренский П. А.
- Арсеньев Н. С. (9)
- Архиепископ Михаил (Мудьюгин) (2)
- Архимандрит Августин (Никитин) (1)
- Афанасьев Н. Н. (1)
- Базиленко И. В. (1)
- Барский В. Г. (1)
- Барсов Н. И. (2)
- Бартольд В.В. (2)
- Белов А. В. (1)
- Белюстин И. С. (1)
- Бердяев Н. А. (2)
- Бестужев-Марлинский А. А. (1)
- Богатырев Д.К. (1)
- Брандт Л. Г. (1)
- Буевский А. С. (1)
- Булгаков М. П. (1)
- Булгаков С. Н. (2)
- Бунин И. А. (1)
- Бурлака Д. К. (1)
- Буткевич Т. И. (3)
- Бухарев А. М. (1)
- Васильева О. А. (1)
- Велицын А. А. (1)
- Верховской С. С. (1)
- Вяземский П. А. (2)
- Гагарин И. С. (6)
- Галлер П. К. (1)
- Гец М. Б. (1)
- Гиляревский А. Ф. (1)
- Глубоковский Н. Н. (1)
- Голубинский Е. Е. (1)
- Голубцов А. П. (1)
- Григорьева С. С. (1)
- Гумилев Н. С. (1)
- Дамадаев Г. М. (1)
- Данилевский Н. Я. (2)
- Дегтярева Е. С. (1)
- Диакон Василий Герасимчук (1)
- Диакон Сергей Вощенчук (1)
- Ельчанинов А. В. (1)
- Епископ Порфирий (2)
- Епископ Тихон (1)
- Зайнуллина Г. Р. (1)
- Зейнаб Нестерова (1)
- Зеньковский В. В. (3)
- Зернов Н. М. (1)
- Зиновий Отенский (1)
- Знаменский П. В. (1)
- Иван Васильевич Грозный (1)
- Иван Наседка (1)
- Иванов О.Е. (1)
- Иерей Алексей Юдин (1)
- Иеромонах Серафим Кенисарин (1)
- Ильин И. А. (2)
- Иоанн Сан-Францисский (1)
- Иосиф Патриарх Московский (1)
- Ипатов А. В. (1)
- Ипатов А. Н. (1)
- Йосеф Херсонский (1)
- Калиничева З. В. (1)
- Кантемир Д. К. (1)
- Капелюш Ф. Д. (1)
- Карамзин Н. М. (1)
- Каргина И. Г. (1)
- Кардинская С. В. (1)
- Кареев Н. И. (1)
- Карсавин Л. П. (3)
- Карташев А. В. (2)
- Керенский В. А. (1)
- Киреев А. А. (9)
- Киреевский И. В. (1)
- Клибанов А. И. (1)
- Костомаров Н. И. (1)
- Котов Ф. А. (1)
- Красножен М. Е. (1)
- Курдюмов М. (1)
- Курлыкин А. Р. (1)
- Куропаткина О. В. (1)
- Лебедев А. С. (2)
- Лермонтов М. Ю. (1)
- Лесков Н. С. (1)
- Лопаткин Р. А. (1)
- Лосский Н. О. (3)
- Лот-Бородина М. (1)
- Лункин Р. Н. (1)
- Лысенко И. В. (1)
- Максим Грек (1)
- Маслов А. А. (1)
- Махлак К. А. (1)
- Мейендорф И. Ф. (2)
- Митрополит Антоний (1)
- Митрополит Владимир (1)
- Митрохин Л. Н. (1)
- Михейшин А. А. (1)
- Монсеньор Пьетро Скалини (1)
- Муравьев А. Н. (1)
- Нечволодов А. Д. (1)
- Никольская Т. К. (1)
- Никольский А. C. (1)
- Новгородцев П. И. (1)
- Олесницкий И. А. (1)
- Осипов А. И. (2)
- Османов А. М. (1)
- Остроумов Н. П. (2)
- Пахомов С. В. (0)
- Пашино П. И. (1)
- Печенко М. Ф. (1)
- Победоносцев К. П. (1)
- Позднеев А.М. (1)
- Покровский Н. В. (1)
- Преображенский П. А. (1)
- Преподобный Макарий (1)
- Прилуцкий А. М. (2)
- Протодиакон Маркович К. Г. (1)
- Протоиерей Владимир Хулап (1)
- Протоиерей Иоанн (Морев) (1)
- Протопресвитер Виталий Боровой (1)
- Пушкин А. С. (1)
- Рейнмарус А. (1)
- Розанов В. В. (3)
- Саблуков Г. С. (1)
- Саввин А. В. (1)
- Савельев С. Н. (1)
- Самарин Ю. Ф. (2)
- Светлов Р.В. (0)
- Святитель Игнатий (3)
- Святой Феофан Затворник (1)
- Священник Алексей Яндушев-Румянцев (1)
- Священник Константин Щербак (1)
- Священномученик Александр Миропольский (1)
- Семенков В. Е. (1)
- Сипко Ю. К. (1)
- Скоробогатова И. В. (1)
- Смирнов М.Ю (1)
- Смирнов Ф. А. (1)
- Снегирев И. М. (1)
- Соколов И. И. (1)
- Соловьев Вл. С. (13)
- Струкова А. С. (1)
- Сюткин А. С. (1)
- Тавлеева С. Г. (1)
- Терентьев Н. Д. (1)
- Тихомиров Л. А. (1)
- Толстой А. Д. (1)
- Тонковид С. Б. (1)
- Торчинов Е. А. (2)
- Трубецкой Е. Н. (2)
- Тымкова И. М. (1)
- Тютчев Ф. И. (1)
- Федоренко Ф. И. (1)
- Федоров В.Ф. (1)
- Федоров Н. Ф. (2)
- Федотов Г. П. (2)
- Фет А. А. (1)
- Филатов С. Б. (2)
- Флоровский Г. В. (2)
- Фризен Г. (1)
- Хадзиев М. А. (1)
- Хомяков А. С. (1)
- Хорошилов А. О. (1)
- Цветаев Д. В. (5)
- Цветков П. П. (1)
- Цыпин В. А. (1)
- Чаадаев П. Я. (3)
- Шахнович М. М. (1)
- Шкаровский М. В. (1)
- Шмеман А. Д. (1)
- Шмонин Д. В. (1)
Флоренский Павел Александрович (9 (21).01.1882—8.12.1937) — священник, богослов, философ, ученый, специалист в различных областях знания. Учился в Тифлисской классической гимназии вместе с Д. Д. Бурлю-ком, А. В. Ельчаниновым, В. Ф. Эрном, Л. Б. Розенфельдом (Каменевым). Не будучи воспитан религиозно, в 17 лет осознал ограниченность естественно-научного знания и проявил острый интерес к религии. Испытывая любовь к математике, ощутил «потребность построить себе философское миропонимание, опираясь на углубленные основы математического познания» (Богословские труды. 1982. № 23. С. 366). В 1900 г. Флоренский поступил на отделение чистой математики физико-математического факультета Московского университета. Большое влияние на него оказал Н. В. Бугаев, учение которого о прерывности (аритмологию) он обогатил идеями теории множеств Г. Кантора. Работа Флоренского «О символах бесконечности» (1904) была первым трудом в России по теории множеств. Параллельно с занятиями математикой Флоренский активно участвует в студенческом Историко-филологическом обществе, созданном по инициативе С. Н. Трубецкого*, под руководством которого он написал работу «Идея Бога в платоновском государстве». В сентябре 1904 г., по совету епископа Антония (Флоренсова), Флоренский поступает в Московскую духовную академию. По окончании Академии в 1908 г. утвержден исполняющим должность доцента академии по кафедре истории философии. В апреле 1911 г. был рукоположен ректором академии епископом Волоколамским Феодором (Поздеевским) в сан диакона, а затем— в сан священника. С 1912 г. он служил в Сергиево-Посадской церкви приюта сестер милосердия Красного Креста. За время преподавания в академии (1908—1919) Флоренский создал ряд оригинальных курсов по истории античной философии, философии культуры и культа, кантовской философии, разделы которых были выборочно опубликованы. Оценивая вклад Флоренского в изучение платонизма, А. Ф. Лосев писал, что Флоренский дал «концепцию платонизма, по глубине и тонкости превосходящую все, что когда-нибудь я читал о Платоне». «Новое, что вносит Флоренский в понимание платонизма, это — учение о лике и магическом имени. Платоновская Идея — выразительна, она имеет определенный живой лик» (Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993. С. 692—693). После защиты диссертации в 1914 г. на степень магистра богословия Флоренский был назначен экстраординарным проф. академии по кафедре истории философии. В этом же году отдельным изданием вышел самый известный его труд «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи» (М.: Путь, 1914). С 1912 по 1917 г. Флоренский редактор журнала «Богословский вестник». После революции он продолжал читать лекции в различных аудиториях (изданы в собр. соч.). С 1920 г. Флоренский начал работать на московском заводе «Карболит», а затем перешел на исследовательскую работу в Главэлектро ВСНХ РСФСР. В то же время он вел экспериментальные работы в Государственном экспериментальном электротехническом институте, стал заведующим лабораторией испытания материалов, созданной им самим. В своих сочинениях он продолжал углублять темы богословия и философии. В 1921 г. Флоренский был избран проф. ВХУТЕМАС’а по кафедре «Анализ пространственности в художественных произведениях». С 1927 г. Флоренский один из редакторов «Технической энциклопедии», опубликовал в ней ок. 150 статей. Летом 1928 г. был сослан в Нижний Новгород, где работал в радиолаборатории. Его многочисленные изобретения и открытия в различных областях науки и техники имели важное значение в развитии народного хозяйства. 25 февраля 1933 г. Флоренский был арестован и осужден по ложному обвинению. В г. Сковородино, в Забайкалье, он работал на мерзлотоведческой станции, а 1 сентября 1934 г. был отправлен в Соловецкий лагерь, где в лаборатории занимался вопросами добычи йода и агар-агара из водорослей. 8 декабря 1937 г. Флоренский был расстрелян.
«Свою жизненную задачу Флоренский понимал как проложение путей к будущему цельному мировоззрению», синтезирующему веру и разум, интуицию и рассудок, богословие и философию, искусство и науку. Так он написал в автореферате, составленном в 1925 г. Этот текст, лучше чем какие-либо статьи о нем, дает представление о мировоззрении Флоренского. Приведем фрагмент из автореферата. «Свою жизненную задачу Флоренский понимает как проложение путей к будущему цельному мировоззрению. В этом смысле он может быть назван философом. Но в противоположность установившимся в новое время приемам и задачам философского мышления, он отталкивается от отвлеченных построений и от исчерпывающей, по схемам, полноты проблем. В этом смысле его следует скорее считать исследователем. Широкие перспективы у него всегда связаны с конкретными и вплотную поставленными обследованиями отдельных, иногда весьма специальных, вопросов. Вследствие этого, развиваемое им мировоззрение строится контрапунктически, из некоторого числа тем миропонимания, тесно сплоченных особою диалектикою, но не поддается краткому систематическому изложению. Построение его — характера органического, а не логического, и отдельные формулировки не могут обособляться от конкретного материала. Руководящая тема культурно-исторических воззрений Флоренского — отрицание культуры как единого во времени и в пространстве процесса, с вытекающим отсюда отрицанием эволюции и прогресса культуры. Что же касается до жизни отдельных культур, то Флоренский развивает мысль о подчиненности их ритмически сменяющимся типам культуры средневековой и культуры возрожденской. Первый тип характеризуется органичностью, объективностью, конкретностью, самособранностью, а второй — раздробленностью, субъективностью, отвлеченностью и поверхностностью. Ренессансовая культура Европы, по убеждению Флоренского, закончила свое существование к началу XX в., и с первых же годов нового столетия можно наблюдать по всем линиям культуры первые ростки культуры иного типа.
Свое собственное мировоззрение Флоренский считает соответствующим по складу стилю XIV—XV вв. русского средневековья, но предвидит и желает другие построения, соответствующие более глубокому возврату к средневековью. Основным законом мира Флоренский считает второй принцип термодинамики — закон энтропии, взятый расширительно, как закон Хаоса во всех областях мироздания. Миру противостоит Логос — начало эктро-пии. Культура есть сознательная борьба с мировым уравниванием: культура состоит в изоляции, как задержке уравнительного процесса вселенной, и в повышении разности потенциалов во всех областях, как условии жизни, в противоположность равенству — смерти.
Всякая культура представляет целевую и крепко связанную систему средств к осуществлению и раскрытию некоторой ценности, принимаемой за основную и безусловную, т. е. служит некоторому предмету веры. Первые преломления этой веры в неотъемлемых функциях человека определяют углы зрения на области, связанные с этими функциями, т. е. на все бытие, как оно соотнесено с человеком. Эти углы — категории, но не отвлеченные, а конкретные; проявление их действием есть культ. Культура, как свидетельствуется и этимологией, есть производное от культа, т. е. упорядочение всего мира по категориям культа. Вера определяет культ, а культ — миропонимание, из которого далее следует культура.
Натуралистическому этическому монизму при метафизическом дуализме Флоренский противопоставляет этический дуализм при метафизическом монизме; отсюда борьба с пронизавшими все общество испарениями манихейства, гностицизма, богумильства и проч. Та же позиция Флоренского и в теории знания. Иллюзионизму, субъективизму и психологизму он противополагает реализм как убеждение в транссубъективной реальности бытия: бытие непосредственно открывается знанию. Восприятия не субъективны, а субъектны, т. е. принадлежат субъекту, хотя и лежат вне его. Иначе говоря, в знании сказывается подлинная расширенность субъекта и подлинное соединение его энергии (в смысле терминологии XIV в.) с энергией познаваемой реальности…
Всякое действие разума существенно антиномично, и все построения его держатся лишь силою противоборствующих и взаимоисключающих начал. Непреложная истина — это та, в которой предельно сильное утверждение соединено с предельно же сильным его отрицанием, т. е. — предельное противоречие: оно непреложно, ибо уже включило в себя крайнее его отрицание. И поэтому все то, что можно было бы возразить против непреложной истины, будет слабее этого, в ней содержащегося отрицания. Предмет, соответствующий этой последней антиномии, и есть, очевидно, истинная реальность и реальная истина. Этот предмет, источник бытия и смысла, воспринимается опытом.
Мировоззрение Флоренского сформировалось главным образом на почве математики и пронизано ее началами, хоть и не пользуется ее языком. Поэтому для Флоренского наиболее существенным в познании мира представляется существенная закономерность функций и аритмологии. В мире господствует прерывность в отношении связей и дискретность в отношении самой реальности. Неприемлемое позитивизмом и кантианством как нарушающее непрерывность, тем не менее закономерно и соответствует функциям прерывным, многозначным, распластывающимся, не имеющим производной и проч. С другой стороны, дискретность реальности ведет к утверждению формы или идеи (в платоно-аристотелевском смысле), как единого целого, которое «прежде своих частей» и их собою определяет, а не из них слагается. Отсюда интерес к интегральным уравнениям и к функциям линий, поверхностей и проч.; отсюда же, в другую сторону, пифагорейский уклон и стремление понять число как форму. А в связи с представлением о многослойности реальности и недоступности одних слоев другим (условная трансцендентность) — стремление дать наглядную модель мнимостей.
В отношении пространства и времени у Флоренского своеобразный атомизм. Борьба с кантовским понятием пространства и сознание условности и недостаточной гибкости не-евклидовских проективных пространств направили интерес Флоренского к пространствам не-проективным и к топологии. Именно на этой почве в значительной мере сложились его эстетические взгляды (курсы лекций по «анализу пространственности в изобразительном искусстве», читавшиеся в Высших Художественных Мастерских) .
Флоренский видит в математике необходимую и первую предпосылку мировоззрения, но в самодовлеемости математики находит причину ее культурного бесплодия: направляющие импульсы математике необходимо получать, с одной стороны, от общего миропонимания, а с другой — от опытного изучения мира и от техники. Собственные занятия Флоренского направлены в обе эти стороны, причем предметом техники служит электротехника, преимущественно электрические поля и их материальные среды. Учение о полях, расширительно, связывается с задачами геометрии, натурфилософии и эстетики, а материаловедение — с гистологией материалов, как областью применения учений о множествах и теории функций.
Наконец, следует еще упомянуть о занятиях языком: отрицая отвлеченную логичность мысли, Флоренский видит ценность мысли в ее конкретном явлении, как раскрытия личности. Отсюда интерес к стилистическому исследованию произведений мысли. Кроме того, отрицая мысль бессловесную, Флоренский в изучении слова видит главное орудие проникновения в чужую мысль и оформления собственной. Отсюда — занятия
этимологией и семасиологией».
Сочинения: Собр. соч.: В 4 т. М.: Мысль (Философское наследие), 1994— 99; Собр. соч. Статьи по искусству / Под ред. Н. А. Струве. Т. 1. Париж, 1985; Собр. соч.: В 2 т. М., 1990. Мнимости в геометрии. М., 1991; Детям моим. Воспоминанья прошлых лет. Генеалогич. исследования. Из соловецких писем. Завещание. М., 1992; Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993; Оправдание космоса. СПб.: РХГИ, 1994; Иконостас. М., 1995.
Литература о П. А. Флоренском: П. А. Флоренский: pro et contra. СПб.: РХГИ, 1996 (2-е изд. — 2001). В кн. опубликованы биографические и аналитические материалы. Приводится библиография работ о жизни и творчестве Флоренского; Иеромонах Андроник (Трубачев). Теодицея и антроподицея в творчестве свящ. Павла Флоренского. Томск: Водолей, 1998; Игумен Андроник (Трубачев). Жизнь и судьба. Вступ. статья к собр. соч. священника П. Флоренского. Т. 1. М., 1994; Кравец С. Л. О красоте духовной (П. A. Флоренский: религиозно-нравственные воззрения). М., 1990; Воронкова Л. П. В поисках истины и красоты (Культурология П. А. Флоренского). М., 1992. П. А. Флоренский и культура его времени / Материалы конференции в Бер-гамо (Италия), 10—14.01.1988. Marburg: Blaue Hoerner Verlag, 1995.
«Свою жизненную задачу Флоренский понимал как проложение путей к будущему цельному мировоззрению», синтезирующему веру и разум, интуицию и рассудок, богословие и философию, искусство и науку. Так он написал в автореферате, составленном в 1925 г. Этот текст, лучше чем какие-либо статьи о нем, дает представление о мировоззрении Флоренского. Приведем фрагмент из автореферата. «Свою жизненную задачу Флоренский понимает как проложение путей к будущему цельному мировоззрению. В этом смысле он может быть назван философом. Но в противоположность установившимся в новое время приемам и задачам философского мышления, он отталкивается от отвлеченных построений и от исчерпывающей, по схемам, полноты проблем. В этом смысле его следует скорее считать исследователем. Широкие перспективы у него всегда связаны с конкретными и вплотную поставленными обследованиями отдельных, иногда весьма специальных, вопросов. Вследствие этого, развиваемое им мировоззрение строится контрапунктически, из некоторого числа тем миропонимания, тесно сплоченных особою диалектикою, но не поддается краткому систематическому изложению. Построение его — характера органического, а не логического, и отдельные формулировки не могут обособляться от конкретного материала. Руководящая тема культурно-исторических воззрений Флоренского — отрицание культуры как единого во времени и в пространстве процесса, с вытекающим отсюда отрицанием эволюции и прогресса культуры. Что же касается до жизни отдельных культур, то Флоренский развивает мысль о подчиненности их ритмически сменяющимся типам культуры средневековой и культуры возрожденской. Первый тип характеризуется органичностью, объективностью, конкретностью, самособранностью, а второй — раздробленностью, субъективностью, отвлеченностью и поверхностностью. Ренессансовая культура Европы, по убеждению Флоренского, закончила свое существование к началу XX в., и с первых же годов нового столетия можно наблюдать по всем линиям культуры первые ростки культуры иного типа.
Свое собственное мировоззрение Флоренский считает соответствующим по складу стилю XIV—XV вв. русского средневековья, но предвидит и желает другие построения, соответствующие более глубокому возврату к средневековью. Основным законом мира Флоренский считает второй принцип термодинамики — закон энтропии, взятый расширительно, как закон Хаоса во всех областях мироздания. Миру противостоит Логос — начало эктро-пии. Культура есть сознательная борьба с мировым уравниванием: культура состоит в изоляции, как задержке уравнительного процесса вселенной, и в повышении разности потенциалов во всех областях, как условии жизни, в противоположность равенству — смерти.
Всякая культура представляет целевую и крепко связанную систему средств к осуществлению и раскрытию некоторой ценности, принимаемой за основную и безусловную, т. е. служит некоторому предмету веры. Первые преломления этой веры в неотъемлемых функциях человека определяют углы зрения на области, связанные с этими функциями, т. е. на все бытие, как оно соотнесено с человеком. Эти углы — категории, но не отвлеченные, а конкретные; проявление их действием есть культ. Культура, как свидетельствуется и этимологией, есть производное от культа, т. е. упорядочение всего мира по категориям культа. Вера определяет культ, а культ — миропонимание, из которого далее следует культура.
Натуралистическому этическому монизму при метафизическом дуализме Флоренский противопоставляет этический дуализм при метафизическом монизме; отсюда борьба с пронизавшими все общество испарениями манихейства, гностицизма, богумильства и проч. Та же позиция Флоренского и в теории знания. Иллюзионизму, субъективизму и психологизму он противополагает реализм как убеждение в транссубъективной реальности бытия: бытие непосредственно открывается знанию. Восприятия не субъективны, а субъектны, т. е. принадлежат субъекту, хотя и лежат вне его. Иначе говоря, в знании сказывается подлинная расширенность субъекта и подлинное соединение его энергии (в смысле терминологии XIV в.) с энергией познаваемой реальности…
Всякое действие разума существенно антиномично, и все построения его держатся лишь силою противоборствующих и взаимоисключающих начал. Непреложная истина — это та, в которой предельно сильное утверждение соединено с предельно же сильным его отрицанием, т. е. — предельное противоречие: оно непреложно, ибо уже включило в себя крайнее его отрицание. И поэтому все то, что можно было бы возразить против непреложной истины, будет слабее этого, в ней содержащегося отрицания. Предмет, соответствующий этой последней антиномии, и есть, очевидно, истинная реальность и реальная истина. Этот предмет, источник бытия и смысла, воспринимается опытом.
Мировоззрение Флоренского сформировалось главным образом на почве математики и пронизано ее началами, хоть и не пользуется ее языком. Поэтому для Флоренского наиболее существенным в познании мира представляется существенная закономерность функций и аритмологии. В мире господствует прерывность в отношении связей и дискретность в отношении самой реальности. Неприемлемое позитивизмом и кантианством как нарушающее непрерывность, тем не менее закономерно и соответствует функциям прерывным, многозначным, распластывающимся, не имеющим производной и проч. С другой стороны, дискретность реальности ведет к утверждению формы или идеи (в платоно-аристотелевском смысле), как единого целого, которое «прежде своих частей» и их собою определяет, а не из них слагается. Отсюда интерес к интегральным уравнениям и к функциям линий, поверхностей и проч.; отсюда же, в другую сторону, пифагорейский уклон и стремление понять число как форму. А в связи с представлением о многослойности реальности и недоступности одних слоев другим (условная трансцендентность) — стремление дать наглядную модель мнимостей.
В отношении пространства и времени у Флоренского своеобразный атомизм. Борьба с кантовским понятием пространства и сознание условности и недостаточной гибкости не-евклидовских проективных пространств направили интерес Флоренского к пространствам не-проективным и к топологии. Именно на этой почве в значительной мере сложились его эстетические взгляды (курсы лекций по «анализу пространственности в изобразительном искусстве», читавшиеся в Высших Художественных Мастерских) .
Флоренский видит в математике необходимую и первую предпосылку мировоззрения, но в самодовлеемости математики находит причину ее культурного бесплодия: направляющие импульсы математике необходимо получать, с одной стороны, от общего миропонимания, а с другой — от опытного изучения мира и от техники. Собственные занятия Флоренского направлены в обе эти стороны, причем предметом техники служит электротехника, преимущественно электрические поля и их материальные среды. Учение о полях, расширительно, связывается с задачами геометрии, натурфилософии и эстетики, а материаловедение — с гистологией материалов, как областью применения учений о множествах и теории функций.
Наконец, следует еще упомянуть о занятиях языком: отрицая отвлеченную логичность мысли, Флоренский видит ценность мысли в ее конкретном явлении, как раскрытия личности. Отсюда интерес к стилистическому исследованию произведений мысли. Кроме того, отрицая мысль бессловесную, Флоренский в изучении слова видит главное орудие проникновения в чужую мысль и оформления собственной. Отсюда — занятия
этимологией и семасиологией».
Сочинения: Собр. соч.: В 4 т. М.: Мысль (Философское наследие), 1994— 99; Собр. соч. Статьи по искусству / Под ред. Н. А. Струве. Т. 1. Париж, 1985; Собр. соч.: В 2 т. М., 1990. Мнимости в геометрии. М., 1991; Детям моим. Воспоминанья прошлых лет. Генеалогич. исследования. Из соловецких писем. Завещание. М., 1992; Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993; Оправдание космоса. СПб.: РХГИ, 1994; Иконостас. М., 1995.
Литература о П. А. Флоренском: П. А. Флоренский: pro et contra. СПб.: РХГИ, 1996 (2-е изд. — 2001). В кн. опубликованы биографические и аналитические материалы. Приводится библиография работ о жизни и творчестве Флоренского; Иеромонах Андроник (Трубачев). Теодицея и антроподицея в творчестве свящ. Павла Флоренского. Томск: Водолей, 1998; Игумен Андроник (Трубачев). Жизнь и судьба. Вступ. статья к собр. соч. священника П. Флоренского. Т. 1. М., 1994; Кравец С. Л. О красоте духовной (П. A. Флоренский: религиозно-нравственные воззрения). М., 1990; Воронкова Л. П. В поисках истины и красоты (Культурология П. А. Флоренского). М., 1992. П. А. Флоренский и культура его времени / Материалы конференции в Бер-гамо (Италия), 10—14.01.1988. Marburg: Blaue Hoerner Verlag, 1995.