Муравьев А. Н.
- Арсеньев Н. С. (9)
- Архиепископ Михаил (Мудьюгин) (2)
- Архимандрит Августин (Никитин) (1)
- Афанасьев Н. Н. (1)
- Базиленко И. В. (1)
- Барский В. Г. (1)
- Барсов Н. И. (2)
- Бартольд В.В. (2)
- Белов А. В. (1)
- Белюстин И. С. (1)
- Бердяев Н. А. (2)
- Бестужев-Марлинский А. А. (1)
- Богатырев Д.К. (1)
- Брандт Л. Г. (1)
- Буевский А. С. (1)
- Булгаков М. П. (1)
- Булгаков С. Н. (2)
- Бунин И. А. (1)
- Бурлака Д. К. (1)
- Буткевич Т. И. (3)
- Бухарев А. М. (1)
- Васильева О. А. (1)
- Велицын А. А. (1)
- Верховской С. С. (1)
- Вяземский П. А. (2)
- Гагарин И. С. (6)
- Галлер П. К. (1)
- Гец М. Б. (1)
- Гиляревский А. Ф. (1)
- Глубоковский Н. Н. (1)
- Голубинский Е. Е. (1)
- Голубцов А. П. (1)
- Григорьева С. С. (1)
- Гумилев Н. С. (1)
- Дамадаев Г. М. (1)
- Данилевский Н. Я. (2)
- Дегтярева Е. С. (1)
- Диакон Василий Герасимчук (1)
- Диакон Сергей Вощенчук (1)
- Ельчанинов А. В. (1)
- Епископ Порфирий (2)
- Епископ Тихон (1)
- Зайнуллина Г. Р. (1)
- Зейнаб Нестерова (1)
- Зеньковский В. В. (3)
- Зернов Н. М. (1)
- Зиновий Отенский (1)
- Знаменский П. В. (1)
- Иван Васильевич Грозный (1)
- Иван Наседка (1)
- Иванов О.Е. (1)
- Иерей Алексей Юдин (1)
- Иеромонах Серафим Кенисарин (1)
- Ильин И. А. (2)
- Иоанн Сан-Францисский (1)
- Иосиф Патриарх Московский (1)
- Ипатов А. В. (1)
- Ипатов А. Н. (1)
- Йосеф Херсонский (1)
- Калиничева З. В. (1)
- Кантемир Д. К. (1)
- Капелюш Ф. Д. (1)
- Карамзин Н. М. (1)
- Каргина И. Г. (1)
- Кардинская С. В. (1)
- Кареев Н. И. (1)
- Карсавин Л. П. (3)
- Карташев А. В. (2)
- Керенский В. А. (1)
- Киреев А. А. (9)
- Киреевский И. В. (1)
- Клибанов А. И. (1)
- Костомаров Н. И. (1)
- Котов Ф. А. (1)
- Красножен М. Е. (1)
- Курдюмов М. (1)
- Курлыкин А. Р. (1)
- Куропаткина О. В. (1)
- Лебедев А. С. (2)
- Лермонтов М. Ю. (1)
- Лесков Н. С. (1)
- Лопаткин Р. А. (1)
- Лосский Н. О. (3)
- Лот-Бородина М. (1)
- Лункин Р. Н. (1)
- Лысенко И. В. (1)
- Максим Грек (1)
- Маслов А. А. (1)
- Махлак К. А. (1)
- Мейендорф И. Ф. (2)
- Митрополит Антоний (1)
- Митрополит Владимир (1)
- Митрохин Л. Н. (1)
- Михейшин А. А. (1)
- Монсеньор Пьетро Скалини (1)
- Нечволодов А. Д. (1)
- Никольская Т. К. (1)
- Никольский А. C. (1)
- Новгородцев П. И. (1)
- Олесницкий И. А. (1)
- Осипов А. И. (2)
- Османов А. М. (1)
- Остроумов Н. П. (2)
- Пахомов С. В. (0)
- Пашино П. И. (1)
- Печенко М. Ф. (1)
- Победоносцев К. П. (1)
- Позднеев А.М. (1)
- Покровский Н. В. (1)
- Преображенский П. А. (1)
- Преподобный Макарий (1)
- Прилуцкий А. М. (2)
- Протодиакон Маркович К. Г. (1)
- Протоиерей Владимир Хулап (1)
- Протоиерей Иоанн (Морев) (1)
- Протопресвитер Виталий Боровой (1)
- Пушкин А. С. (1)
- Рейнмарус А. (1)
- Розанов В. В. (3)
- Саблуков Г. С. (1)
- Саввин А. В. (1)
- Савельев С. Н. (1)
- Самарин Ю. Ф. (2)
- Светлов Р.В. (0)
- Святитель Игнатий (3)
- Святой Феофан Затворник (1)
- Священник Алексей Яндушев-Румянцев (1)
- Священник Константин Щербак (1)
- Священномученик Александр Миропольский (1)
- Семенков В. Е. (1)
- Сипко Ю. К. (1)
- Скоробогатова И. В. (1)
- Смирнов М.Ю (1)
- Смирнов Ф. А. (1)
- Снегирев И. М. (1)
- Соколов И. И. (1)
- Соловьев Вл. С. (13)
- Струкова А. С. (1)
- Сюткин А. С. (1)
- Тавлеева С. Г. (1)
- Терентьев Н. Д. (1)
- Тихомиров Л. А. (1)
- Толстой А. Д. (1)
- Тонковид С. Б. (1)
- Торчинов Е. А. (2)
- Трубецкой Е. Н. (2)
- Тымкова И. М. (1)
- Тютчев Ф. И. (1)
- Федоренко Ф. И. (1)
- Федоров В.Ф. (1)
- Федоров Н. Ф. (2)
- Федотов Г. П. (2)
- Фет А. А. (1)
- Филатов С. Б. (2)
- Флоренский П. А. (2)
- Флоровский Г. В. (2)
- Фризен Г. (1)
- Хадзиев М. А. (1)
- Хомяков А. С. (1)
- Хорошилов А. О. (1)
- Цветаев Д. В. (5)
- Цветков П. П. (1)
- Цыпин В. А. (1)
- Чаадаев П. Я. (3)
- Шахнович М. М. (1)
- Шкаровский М. В. (1)
- Шмеман А. Д. (1)
- Шмонин Д. В. (1)

Напрасно трудиться искать имя А. Н. Муравьева в «Советском Энци-кло педическим словаре», а между тем оно достойно упоминания и в самом кратком списке деятелей российской культуры, ибо то, что создано этим духовным писателем, церковным просветителем, историком, популяризатором Православия и Католичества, трудно переоценить. Достаточно сказать, что сочинения А. Н. Муравьева были первыми книгами духовного содержания на русском языке, которые получили широчайшее распространение среди пораженного нигилизмом высшего русского общества, в котором всякий строго державшийся церковных традиций почитался религиозным фанатиком.
Андрей Николаевич Муравьев родился 12 мая 1806 г. в Москве в семье известного математика, генерал-майора Н. Муравьева. Братья Андрея Николаевича — М. Н. Муравьев, будущий управитель Виленского края, и Н. Н. Муравьев-Карский, наместник на Кавказе. Образование Андрей Николаевич получил домашнее, его наставник, переводчик С. Е. Раич, рано приохотил его к поэзии.
На протяжении ряда лет у Муравьева шел активный поиск своего жанра, своего направления в литературе, которое определилось лишь после путешествия, предпринятого им в конце 1829 г. в Святую Землю. Впечатления от этого путешествия вылились в книгу, которая определила судьбу писателя. С 17 лет он находился на военной службе, в 1831 г. Муравьев назначается столоначальником Азиатского департамента Министерства иностранных дел.
В 1832 г. А. Н. Муравьев издал свое сочинение «Путешествие по святым местам русским». Книга полюбилась русскому человеку. «С умилением и невольной завистью прочли мы книгу...» — писал А. С. Пушкин. «Путешествие» выдержало множество изданий. Даже революционный демократ Чернышевский похвалил сочинение А. Н. Муравьева: ««Путешествие...» было прочитано с удовольствием, как отчет о благочестивых впечатлениях образованного русского писателя, возвышающегося часто в благоговении своем до истинного красноречия». Сочинение, как тогда было принято, было преподнесено императору. Николай I со вниманием его прочитал, и автор тут же получил назначение: состоять в Святейшем Синоде за обер-прокурорским столом, т. е. быть секретарем при обер-прокуроре Святейшего Синода.
С 1833 г. Муравьев начал трудиться на этом поприще. В Синоде Муравьев всегда держал сторону присутствовавших духовных лиц, что часто вызывало неудовольствие обер-прокурора. Одновременно он занимался публицистикой, и его заслуги были по достоинству оценены: с 1836 г. он был членом «Общества российской словесности», а с 1837 г.— членом Российской Академии наук. Но трения в Синоде продолжались, и после ряда столкновений с обер-прокурором Протасовым Муравьев был уволен из Синода (в 1846 г.) и назначен чиновником особых поручений Азиатского департамента Министерства иностранных дел, где он служил ранее. Скончался Андрей Николаевич Муравьев 30 августа 1874 г.
Многие современники А. Н. Муравьева видели главную его заслугу в том, что благодаря его сочинениям русское высшее общество повернулось к духовной теме. Как писал Н. С. Лесков, «он первый из светских людей начал вещать о таких вопросах, которыми до него «светские» люди не интересовались и не умели за них тронуться». Именно благодаря «Путешествию по святым местам» А. С. Пушкин в последние годы жизни обратился к духовной теме. Свои стихи Муравьеву посвятили Ф. И. Тютчев («Там, где на высоте обрыва...») и А. Н. Апухтин («Уставши на пути, тернистом и далеком...»), отдавшие дань трудам благочестивого странника.
Вот неполный перечень книг, написанных А. Н. Муравьевым. Это «Письма о богослужении Восточной кафолической Церкви», переведенные почти на все европейские языки; «История Российской Церкви», также опубликованная на многих языках Европы, «Сношения России с Востоком по делам церковным», «Изложение Символа веры Православной кафолической Церкви», «Письма о спасении мира Сыном Божиим», «Первые годы христианской Церкви», «Первые века христианства», «О литургии», «Письма с Востока в 1849–50 гг. (к митрополиту Филарету Дроздову»), «Слово кафолического православия Римскому католичеству» и многое другое. Если мы обратимся к «Путешествию по святым местам русским», то по одному только оглавлению поймем, какое богатство оно содержит. Здесь и Троице-Сергиева Лавра, и Ростов Великий, и Новый Иерусалим, и Валаам, и Киев, Новгород и многое, многое, что так дорого сердцу каждого русского человека.
В 1846 г. увидела свет книга А. Н. Муравьева «Римские письма». Это был год, когда Муравьев был уволен из Синода. Как видно из текста книги, автор побывал в Риме в начале 1840-х гг. и «старался наиболее изучать (его) со стороны церковной». Книга составлена в виде писем; в них излагается история древних римских храмов, история Римско-Католической Церкви. Особый интерес представляют записки русского автора о тех богослужениях, за которыми он присутствовал. Несмотря на некоторые критические ноты, проскальзывающие в записках в отношении светской власти тогдашних римских пап, в целом отношение православного автора к увиденному благожелательное.
А. Н. Муравьеву довелось побывать в Риме в то время, когда там совершались предпасхальные, а затем и пасхальные богослужения; он присутствовал в качестве гостя в соборе св. апостола Петра, в Сикстинской капелле за богослужениями, которые возглавлял римский папа Григорий XVI (1831–1846). О том, как автор изложил свои впечатления от увиденного, предоставим возможность судить самому читателю; скажем лишь, что они перекликаются с тем образом, который обозначен в словах Муравьева: «Жизнь человеческая, как лампада: когда сосуд благоустроен, хороша светильня и чисто масло, тогда ясно горит и лампада...»