Конфессиональные факторы
формирования ценностной
структуры российской цивилизации
Российский Гуманитарный Научный Фонд Русская христианская гуманитарная академия
В рамках проекта РНФ № 15-18-00106
Междисциплинарное исследование конфессиональных факторов формирования ценностной структуры российской цивилизации
Главная / Христианство / <Не раскол и не ересь: о сущности и причинах русского сектантства> <Фрагменты>

<Не раскол и не ересь: о сущности и причинах русского сектантства> <Фрагменты>

Впервые: Буткевич Т. И. Обзор русских сект и их толков. Харьков, 1910. Печатается по второму, дополненному изданию: Обзор русских сект и их толков с изложением их происхождения, распространения и вероучения и с опровержением последнего. 2-е изд., испр. и значит, доп. Пг., 1915. С. 3-13. Название публикации дано составителем.

Примечания:

1 Баптизм (от греч. Раот^ю — погружаю в воду) — протестантское направление, возникшее из пуританизма в начале XVII в. и получившее название от практики крещения водным погружением.
Начало баптизму положили английские эмигранты-индепенденты в Амстердаме, перенявшие у меннонитов принцип сознательного крещения взрослых и основавшие в 1609 г. первую общину. Ее лидером был Джон Смит (умер в 1612 г.). Он разделял антикальвинистскую позицию своего современника Я. Арминия в отношении проблемы спасения. Бог, считал Смит, ни одного человека не предопределил к уничтожению. Это подтверждается искупительной жертвой Христа, которая принесена за весь род человеческий. Людям была дана свобода выбора между грехом и праведностью. Поэтому конечная судьба каждого зависит от его собственной воли. Кто воспользуется свободой и будет избран к спасению, а кто останется в грехе — изначально знает только Бог. Человеку же надлежит исповедовать веру и жить, как велит его совесть. Государственная власть в вопросы религии вмешиваться не должна.
В 1611 г. баптисты возвращаются в Англию, где ими публикуется Декларация веры. Во главе общины становится Томас Хелвис (1550-1616). Со временем число последователей баптизма умножается, возникают новые общины. В 1644 и 1689 гг. составляются Первое и Второе Лондонские исповедания веры, закрепившие баптистскую доктрину.
Единственным источником вероучения в баптизме объявлена Библия, а единственным посредником между Богом и людьми — Иисус Христос. От вступающего в общину требуется осознанность выбора. Почитание предметов культа и изображений отвергается. Крещение обливанием заменено на погружательное. Одной из особенностей стало введение свободного причащения, к которому допускались христиане, крещенные в других исповеданиях. Само причащение проводится хлебопреломлением как символическое действие в воспоминание о страданиях Иисуса Христа. Приняты самоуправление общинной жизни, независимость от светских и церковных структур в делах веры. Обязанностью каждого баптиста является проповедование Слова Божьего.
Приверженцы подобного уклада получили название общих баптистов. Значительная их часть в XVII-XVIII вв. обосновалась в Северной Америке. Первую общину организовал здесь Роджер Уильяме в 1639 г. С XIX в. в США существует несколько церквей общих баптистов. В России этого направления придерживаются объединения евангельских христиан-баптистов.
Одновременно с общими баптистами и независимо от них сложилось движение частных баптистов. Их общины стали активно распространяться с конца 1630-х гг. Согласно проповедуемому ими учению, искупительная жертва Христа освобождает от греха лишь часть людей, а именно тех, кто еще до сотворения мира был предызбран Богом к спасению. Принадлежность к избранным удостоверяется актом духовного возрождения, т. е. воздействием Святого Духа на принявших крещение по личной вере. Поэтому установлено закрытое причащение, лишь для членов баптистской общины. Порядок богослужебной практики (крещение, хлебопреломление и пр.) и дисциплина поддерживаются рукоположенными пресвитерами. В остальном исповедуются те же принципы, что и у общих баптистов (согласно Баптистскому вероисповеданию 1689 г.). Строгость и организованность сделали это движение доминирующим в баптизме.
С середины XVII в. частные баптисты создают свои объединения в Северной Америке; в 1684 г. возникает община в Пенсильвании, в 1707 г. — Филадельфийская ассоциация баптистов-миссионеров и др. В XVIII в. баптизм стал наиболее восприимчивой средой для идеологии ривайвелизма («духовного пробуждения»). В XIX в. миссионерская деятельность частных баптистов охватила ряд европейских стран — Германию, Данию, Норвегию, Швецию. Особенно прославился на этом поприще проповедовавший в России немецкий баптист Иоганн Онкен. Другим авторитетным идеологом баптизма был английский проповедник Чарльз Сперджен (1834-1892). Он основал Пасторский колледж в Лондоне, занимался благотворительными программами, боролся с либерально-рационалистическими настроениями в баптизме.
На рубеже 1850-1860-х гг. баптизм проникает в польские земли, Прибалтику и Финляндию, а затем в Украину, на Кавказ и в Поволжье. Начало баптизма в России связывается с крещением, которое совершил немецкий миссионер Мартин Кальвейт над тифлисским торговцем, выходцем из молоканской семьи, Никитой Исаевичем Ворониным в реке Куре 20 августа (1 сентября по н. с.) 1867 г. В 1884 г. образуется Союз русских баптистов (действовал до 1935 г.).
С 1905 г. в Великобритании действует международная организация — Всемирный союз баптистов. Он стал центром по обсуждению вопросов вероучения, организации, религиозной свободы и т. п. Раз в 5 лет созывается Всемирный конгресс баптистов; проводятся также Всемирные конференции баптистской молодежи.

2 Адвентизм (от лат. adventus — пришествие) — протестантское направление, возникшее в 1830-е гг. Основателем считается американский фермер Уильям Миллер (1782-1849), проповедник баптистской общины г. Хэмптона. В 1833 г. он опубликовал труд «Свидетельства из Священного Писания и истории о втором пришествии Христа в 1843 г. и Его личном царствовании в течение 1000 лет», где со ссылкой на 8-ю главу ветхозаветной книги пророка Даниила указал время второго пришествия — 21 марта 1843 г. Позднее срок был пересчитан и на год сдвинут. По прошествии названных сроков в 1845 г. Миллера с его сторонниками изгнали из общины. Он признал ошибку — нельзя точно вычислить замысленное Богом, но близость пришествия это не отменяет, и к нему надо готовиться. Несбывшееся предсказание породило разногласия среди сторонников адвентизма, что положило начало их дифференциации.
Первое время лидирующей была организация самого Миллера — милле-риты. На съезде 1845 г. в Олбани она преобразовалась в Ассоциацию тысячелетнего пришествия. Центральным пунктом учения осталась вера в скорое, уже без указания точных дат, пришествие Христа — «буквально, персонально, видимо». Этому событию будет сопутствовать устроение тысячелетнего небесного града для обитания праведников. Грешники же останутся на опустошенной земле. Затем произойдет сошествие «святого града» с небес и огненное «погубление» Богом всех грешников. Праведные получат вечную жизнь на обновленной земле. Заслужить пребывание в тысячелетнем царстве Христа можно только глубокой верой, жизнью по библейским заповедям, строгим соблюдением ритуальных действий и правил. Этими основоположениями до сего дня руководствуются умножившиеся со временем разновидности адвентизма. Однако каждая из них вносит свои дополнительные установления.
В 1844 г. из миллеритов Нью-Гемпшира выделилась группа во главе с бывшей прихожанкой методистской церкви Элен Хармон (Уайт). Она положила начало движению адвентистов седьмого дня, чтящих субботу как освященный день. В 1863 г. образуется Церковь христиан-адвентистов седьмого дня, ставшая к настоящему времени одной из крупнейших организаций адвентизма.
В 1860 г. община миллеритов американского г. Сейлема отвергла учение о бессмертии души, признала освященным днем воскресенье, созвала Генеральную конференцию христиан-адвентистов и образовала Адвентистскую христианскую церковь. Сейчас эта церковь действует в США, Канаде, Индии, Малайзии, Японии, на Филиппинах. Часть американских членов этого сообщества вышла из него, учредив «первозданную адвентистскую христианскую церковь».
В 1847 г. английские иммигранты в США образовали адвентистскую Церковь Бога, так же как и адвентисты седьмого дня признающую «соблюдение субботы». Эта организация ведет активную миссионерскую деятельность в Африке, Индии, Мексике и ряде др. регионов.

3 Квакеры (от англ. quakers — трясущиеся; официальное самоназвание — «Общество Друзей») — последователи протестантского пуританизма, придерживающиеся идеалов христианского гуманизма, веротерпимости и ненасилия.
Основоположником считается англичанин Джордж Фокс (1624-1691). Он родился в семье ткача-пуританина, занимался сапожным делом и скотоводством, в 19 лет покинул дом. С 1647 г. стал бродячим проповедником. По собственному свидетельству, Фокс имел ряд божественных видений, укрепивших его веру. Проповедуя, он посетил Европейский континент и Северную Америку. Фокс практиковал целительство, за что временами попадал в тюрьму. Им было создано более 5 тыс. религиозных текстов и подробный «Дневник». В середине 1640-х гг. Фокс стал проповедовать божественное присутствие в душе каждого человека — «озарение Святым Духом». Уверовавшие в такое присутствие уже не нуждаются в церковных учениях и культе для усвоения истин Откровения. Каждый человек пронизан борьбой Бога и Сатаны, духа и плоти. Цель вероисповедания — ощутить в себе божественный призыв («внутренний свет») и следовать ему в повседневной жизни. Таким образом, Бог будет внутренне руководить человеком, а человек — осуществлять в мире волю Бога. Высшим авторитетом в делах веры является Библия. Но ее содержание не должно восприниматься буквально и требует «одухотворенного истолкования». Фокс различал записанный людьми под диктовку Бога библейский текст и Слово Божье как «предвечность Святого Духа».
Вдохновленные его идеями последователи образовали сообщество «друзей внутреннего света». Их стали именовать, поначалу иронично, квакерами («трясущимися»). Трепет и дрожь вызывало у них ощущение присутствия Бога и рождения в себе нового человека (обычная ссылка — Флп. 2: 12). В Англии первые группы квакеров подверглись репрессиям, что вынудило их в 1650-х гг. к массовой эмиграции в Северную Америку.
История американских квакеров связана с именем Уильяма Пенна (1644-1718), предпринимателя и теолога, сына адмирала. В погашение своего долга семье Пеннов король Карл II выдал ему патент на руководство новоосно-ванной колонией (Пенсильванией). Сюда и началось переселение квакеров, стремившихся в г. Филадельфия устроить идеальное христианское общество. Его чертами были: отказ от сословных преимуществ, роскоши и развлечений, нравственная строгость, религиозная терпимость. Все это способствовало интенсивному хозяйственному развитию колонии, хотя социальное реформирование полностью так и не удалось. Учение Пенна разделяло тезис о «внутреннем свете» и другие идеи Фокса. Свои взгляды он обобщил в трактате 1693 г. «Некоторые плоды уединения». Однако его религиозно-нравственные наставления в большей мере были направлены на практические житейские ситуации, подчеркивая богоугодность разумности, ясности и честности в мыслях и делах.
Вплоть до XIX в. движение квакеров встречало противодействие со стороны как религиозных оппонентов, так и светских властей. Особое неприятие вызывал пацифизм квакеров, считающих насилие и убийство уничтожением «божественного света», который носит каждый человек. В XIX-XX вв. общины квакеров активно участвовали в антивоенной деятельности, филантропических акциях, социальной благотворительности.
По взглядам квакеров, универсальность «озарения Святым Духом» делает всех людей, вне зависимости от этнических, половых, социальных и пр. различий, носителями святости. Отсюда и следует полная расовая и религиозная терпимость. Открытие в себе «внутреннего света» вызывало у верующих радость и душевный подъем. В то же время внешние проявления эмоциональности у квакеров весьма умеренны. Им близка пуританская модель поведения в общине и в миру, с ее строгостью нравов и простотой быта. Равенство всех перед Богом побуждало квакеров обращаться к любому человеку на «ты», отказываться снимать головной убор и делать поклоны. Формализм церковных ритуалов квакеры заменяют свободной манерой богослужения: в нем нет обязательных священнодействий, символики и штатных проповедников, «сделавших профессию из Христа». Не практикуется и особое обрядовое сопровождение браков, рождений, погребений. В ходе молитвенного собрания читается Библия и звучат проповеди, но только если у кого-то из участников его «внутреннее озарение» вызовет потребность высказаться.

4 Штраус Давид Фридрих (1808-1874) — немецкий историк, до 1831 г. лютеранский пастор, представитель Тюбингенской школы либерально-протестантской теологии. Всемирную известность ему принес двухтомный труд «ЖизньИисуса», вышедший в 1835-1836 гг.
Историчность Иисуса для Штрауса очевидна, но евангельское жизнеописание вызывает сомнение. Содержание Евангелий отразило, по мнению Штрауса, обстоятельства и уклад более поздней эпохи. К тому же они насыщены неизбежными во времена мировоззренческих кризисов легендарными подробностями и мифологичными представлениями. Отсюда следует, что суть христианства надо искать не в личности Иисуса, но в совершенно новом для его эпохи строе вероисповедных идей. В этом смысле евангельские повествования по-своему достоверны: они запечатлели интуитивное ощущение народным сознанием божественного присутствия в мире. А в образе Христа символически выразилось единство конечного и бесконечного, духа и природы, Бога и человека.
Этот труд Штрауса стал образцом установления в христианстве фактов, согласующихся с данными науки и тем самым подтверждающих истинность связанных с ними положений религии. В дальнейшем взгляды самого Штрауса эволюционировали в сторону естественно-научного мировоззрения и вышли за пределы не только протестантизма, но и вообще христианского теизма.

5 Побирохин Илларион (17??-1791) — один из руководителей движения духоборов в XVIII в. Сельский торговец из Тамбовской губернии, в разъездах по стране проповедовал идеи духоборства (в том числе противопоставлял Библии так называемую «животную книгу» — устную традицию псалмов, отвергал богодухновенность христианских таинств, учил о «внутреннем озарении»). В 1763 г. арестовывался за «сектантство». Уподоблял себя «духовному мессии». Умер в сибирской ссылке.

Скачать
Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии (персоналии)

Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии (персоналии)

Религия и культура
Фотографии
Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии (альбом)

Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии (альбом)

Религия и культура
Фотографии
Церковь отмечает память апостола Филиппа

Церковь отмечает память апостола Филиппа

28.11.2016
Христианство. Рай на Земле

Христианство. Рай на Земле

Видео
swathi reddy sex videos manytubeporn.mobi lndian sxe video سكس بنات مصرى gottorco.com افلام سكس في الكنيسه سكس نيك شباب crobama.com سكس بزاز مترجم kolkata sexy girl noticieroporno.com x video bangla 9taxi indiansexmms.me oriya blue film
xx vidioes pornmovstube.net hardcore mature sex ولد وامة سكس erotikturkporno.com سكس امهات حوامل تحميل مقاطع سكس للجوال hardsextubevid.com نيك محارم مصري www.xxxvideos .com movsmo.net xnxx mobile videos ati sundar eporner.name family xvideos
سكس علي البحر hailser.com سكس العائلات nude beach girls pornoguru.info sexy maal video 子作り許可証 javdatabase.net いいなり人妻寝取らせ中出し温泉旅行 ゆき27才 indian sex vid pornlake.mobi xxx dat cam افلام نيك مترجمه lesexcitant.com سكس موظفه