Впервые: Буткевич Т. И. Обзор русских сект и их толков. Харьков, 1910. Печатается по второму, дополненному изданию: Обзор русских сект и их толков с изложением их происхождения, распространения и вероучения и с опровержением последнего. 2-е изд., испр. и значит, доп. Пг., 1915. С. 3-13. Название публикации дано составителем.
Примечания:
1 Баптизм (от греч. Раот^ю — погружаю в воду) — протестантское направление, возникшее из пуританизма в начале XVII в. и получившее название от практики крещения водным погружением.
Начало баптизму положили английские эмигранты-индепенденты в Амстердаме, перенявшие у меннонитов принцип сознательного крещения взрослых и основавшие в 1609 г. первую общину. Ее лидером был Джон Смит (умер в 1612 г.). Он разделял антикальвинистскую позицию своего современника Я. Арминия в отношении проблемы спасения. Бог, считал Смит, ни одного человека не предопределил к уничтожению. Это подтверждается искупительной жертвой Христа, которая принесена за весь род человеческий. Людям была дана свобода выбора между грехом и праведностью. Поэтому конечная судьба каждого зависит от его собственной воли. Кто воспользуется свободой и будет избран к спасению, а кто останется в грехе — изначально знает только Бог. Человеку же надлежит исповедовать веру и жить, как велит его совесть. Государственная власть в вопросы религии вмешиваться не должна.
В 1611 г. баптисты возвращаются в Англию, где ими публикуется Декларация веры. Во главе общины становится Томас Хелвис (1550-1616). Со временем число последователей баптизма умножается, возникают новые общины. В 1644 и 1689 гг. составляются Первое и Второе Лондонские исповедания веры, закрепившие баптистскую доктрину.
Единственным источником вероучения в баптизме объявлена Библия, а единственным посредником между Богом и людьми — Иисус Христос. От вступающего в общину требуется осознанность выбора. Почитание предметов культа и изображений отвергается. Крещение обливанием заменено на погружательное. Одной из особенностей стало введение свободного причащения, к которому допускались христиане, крещенные в других исповеданиях. Само причащение проводится хлебопреломлением как символическое действие в воспоминание о страданиях Иисуса Христа. Приняты самоуправление общинной жизни, независимость от светских и церковных структур в делах веры. Обязанностью каждого баптиста является проповедование Слова Божьего.
Приверженцы подобного уклада получили название общих баптистов. Значительная их часть в XVII-XVIII вв. обосновалась в Северной Америке. Первую общину организовал здесь Роджер Уильяме в 1639 г. С XIX в. в США существует несколько церквей общих баптистов. В России этого направления придерживаются объединения евангельских христиан-баптистов.
Одновременно с общими баптистами и независимо от них сложилось движение частных баптистов. Их общины стали активно распространяться с конца 1630-х гг. Согласно проповедуемому ими учению, искупительная жертва Христа освобождает от греха лишь часть людей, а именно тех, кто еще до сотворения мира был предызбран Богом к спасению. Принадлежность к избранным удостоверяется актом духовного возрождения, т. е. воздействием Святого Духа на принявших крещение по личной вере. Поэтому установлено закрытое причащение, лишь для членов баптистской общины. Порядок богослужебной практики (крещение, хлебопреломление и пр.) и дисциплина поддерживаются рукоположенными пресвитерами. В остальном исповедуются те же принципы, что и у общих баптистов (согласно Баптистскому вероисповеданию 1689 г.). Строгость и организованность сделали это движение доминирующим в баптизме.
С середины XVII в. частные баптисты создают свои объединения в Северной Америке; в 1684 г. возникает община в Пенсильвании, в 1707 г. — Филадельфийская ассоциация баптистов-миссионеров и др. В XVIII в. баптизм стал наиболее восприимчивой средой для идеологии ривайвелизма («духовного пробуждения»). В XIX в. миссионерская деятельность частных баптистов охватила ряд европейских стран — Германию, Данию, Норвегию, Швецию. Особенно прославился на этом поприще проповедовавший в России немецкий баптист Иоганн Онкен. Другим авторитетным идеологом баптизма был английский проповедник Чарльз Сперджен (1834-1892). Он основал Пасторский колледж в Лондоне, занимался благотворительными программами, боролся с либерально-рационалистическими настроениями в баптизме.
На рубеже 1850-1860-х гг. баптизм проникает в польские земли, Прибалтику и Финляндию, а затем в Украину, на Кавказ и в Поволжье. Начало баптизма в России связывается с крещением, которое совершил немецкий миссионер Мартин Кальвейт над тифлисским торговцем, выходцем из молоканской семьи, Никитой Исаевичем Ворониным в реке Куре 20 августа (1 сентября по н. с.) 1867 г. В 1884 г. образуется Союз русских баптистов (действовал до 1935 г.).
С 1905 г. в Великобритании действует международная организация — Всемирный союз баптистов. Он стал центром по обсуждению вопросов вероучения, организации, религиозной свободы и т. п. Раз в 5 лет созывается Всемирный конгресс баптистов; проводятся также Всемирные конференции баптистской молодежи.
2 Адвентизм (от лат. adventus — пришествие) — протестантское направление, возникшее в 1830-е гг. Основателем считается американский фермер Уильям Миллер (1782-1849), проповедник баптистской общины г. Хэмптона. В 1833 г. он опубликовал труд «Свидетельства из Священного Писания и истории о втором пришествии Христа в 1843 г. и Его личном царствовании в течение 1000 лет», где со ссылкой на 8-ю главу ветхозаветной книги пророка Даниила указал время второго пришествия — 21 марта 1843 г. Позднее срок был пересчитан и на год сдвинут. По прошествии названных сроков в 1845 г. Миллера с его сторонниками изгнали из общины. Он признал ошибку — нельзя точно вычислить замысленное Богом, но близость пришествия это не отменяет, и к нему надо готовиться. Несбывшееся предсказание породило разногласия среди сторонников адвентизма, что положило начало их дифференциации.
Первое время лидирующей была организация самого Миллера — милле-риты. На съезде 1845 г. в Олбани она преобразовалась в Ассоциацию тысячелетнего пришествия. Центральным пунктом учения осталась вера в скорое, уже без указания точных дат, пришествие Христа — «буквально, персонально, видимо». Этому событию будет сопутствовать устроение тысячелетнего небесного града для обитания праведников. Грешники же останутся на опустошенной земле. Затем произойдет сошествие «святого града» с небес и огненное «погубление» Богом всех грешников. Праведные получат вечную жизнь на обновленной земле. Заслужить пребывание в тысячелетнем царстве Христа можно только глубокой верой, жизнью по библейским заповедям, строгим соблюдением ритуальных действий и правил. Этими основоположениями до сего дня руководствуются умножившиеся со временем разновидности адвентизма. Однако каждая из них вносит свои дополнительные установления.
В 1844 г. из миллеритов Нью-Гемпшира выделилась группа во главе с бывшей прихожанкой методистской церкви Элен Хармон (Уайт). Она положила начало движению адвентистов седьмого дня, чтящих субботу как освященный день. В 1863 г. образуется Церковь христиан-адвентистов седьмого дня, ставшая к настоящему времени одной из крупнейших организаций адвентизма.
В 1860 г. община миллеритов американского г. Сейлема отвергла учение о бессмертии души, признала освященным днем воскресенье, созвала Генеральную конференцию христиан-адвентистов и образовала Адвентистскую христианскую церковь. Сейчас эта церковь действует в США, Канаде, Индии, Малайзии, Японии, на Филиппинах. Часть американских членов этого сообщества вышла из него, учредив «первозданную адвентистскую христианскую церковь».
В 1847 г. английские иммигранты в США образовали адвентистскую Церковь Бога, так же как и адвентисты седьмого дня признающую «соблюдение субботы». Эта организация ведет активную миссионерскую деятельность в Африке, Индии, Мексике и ряде др. регионов.
3 Квакеры (от англ. quakers — трясущиеся; официальное самоназвание — «Общество Друзей») — последователи протестантского пуританизма, придерживающиеся идеалов христианского гуманизма, веротерпимости и ненасилия.
Основоположником считается англичанин Джордж Фокс (1624-1691). Он родился в семье ткача-пуританина, занимался сапожным делом и скотоводством, в 19 лет покинул дом. С 1647 г. стал бродячим проповедником. По собственному свидетельству, Фокс имел ряд божественных видений, укрепивших его веру. Проповедуя, он посетил Европейский континент и Северную Америку. Фокс практиковал целительство, за что временами попадал в тюрьму. Им было создано более 5 тыс. религиозных текстов и подробный «Дневник». В середине 1640-х гг. Фокс стал проповедовать божественное присутствие в душе каждого человека — «озарение Святым Духом». Уверовавшие в такое присутствие уже не нуждаются в церковных учениях и культе для усвоения истин Откровения. Каждый человек пронизан борьбой Бога и Сатаны, духа и плоти. Цель вероисповедания — ощутить в себе божественный призыв («внутренний свет») и следовать ему в повседневной жизни. Таким образом, Бог будет внутренне руководить человеком, а человек — осуществлять в мире волю Бога. Высшим авторитетом в делах веры является Библия. Но ее содержание не должно восприниматься буквально и требует «одухотворенного истолкования». Фокс различал записанный людьми под диктовку Бога библейский текст и Слово Божье как «предвечность Святого Духа».
Вдохновленные его идеями последователи образовали сообщество «друзей внутреннего света». Их стали именовать, поначалу иронично, квакерами («трясущимися»). Трепет и дрожь вызывало у них ощущение присутствия Бога и рождения в себе нового человека (обычная ссылка — Флп. 2: 12). В Англии первые группы квакеров подверглись репрессиям, что вынудило их в 1650-х гг. к массовой эмиграции в Северную Америку.
История американских квакеров связана с именем Уильяма Пенна (1644-1718), предпринимателя и теолога, сына адмирала. В погашение своего долга семье Пеннов король Карл II выдал ему патент на руководство новоосно-ванной колонией (Пенсильванией). Сюда и началось переселение квакеров, стремившихся в г. Филадельфия устроить идеальное христианское общество. Его чертами были: отказ от сословных преимуществ, роскоши и развлечений, нравственная строгость, религиозная терпимость. Все это способствовало интенсивному хозяйственному развитию колонии, хотя социальное реформирование полностью так и не удалось. Учение Пенна разделяло тезис о «внутреннем свете» и другие идеи Фокса. Свои взгляды он обобщил в трактате 1693 г. «Некоторые плоды уединения». Однако его религиозно-нравственные наставления в большей мере были направлены на практические житейские ситуации, подчеркивая богоугодность разумности, ясности и честности в мыслях и делах.
Вплоть до XIX в. движение квакеров встречало противодействие со стороны как религиозных оппонентов, так и светских властей. Особое неприятие вызывал пацифизм квакеров, считающих насилие и убийство уничтожением «божественного света», который носит каждый человек. В XIX-XX вв. общины квакеров активно участвовали в антивоенной деятельности, филантропических акциях, социальной благотворительности.
По взглядам квакеров, универсальность «озарения Святым Духом» делает всех людей, вне зависимости от этнических, половых, социальных и пр. различий, носителями святости. Отсюда и следует полная расовая и религиозная терпимость. Открытие в себе «внутреннего света» вызывало у верующих радость и душевный подъем. В то же время внешние проявления эмоциональности у квакеров весьма умеренны. Им близка пуританская модель поведения в общине и в миру, с ее строгостью нравов и простотой быта. Равенство всех перед Богом побуждало квакеров обращаться к любому человеку на «ты», отказываться снимать головной убор и делать поклоны. Формализм церковных ритуалов квакеры заменяют свободной манерой богослужения: в нем нет обязательных священнодействий, символики и штатных проповедников, «сделавших профессию из Христа». Не практикуется и особое обрядовое сопровождение браков, рождений, погребений. В ходе молитвенного собрания читается Библия и звучат проповеди, но только если у кого-то из участников его «внутреннее озарение» вызовет потребность высказаться.
4 Штраус Давид Фридрих (1808-1874) — немецкий историк, до 1831 г. лютеранский пастор, представитель Тюбингенской школы либерально-протестантской теологии. Всемирную известность ему принес двухтомный труд «ЖизньИисуса», вышедший в 1835-1836 гг.
Историчность Иисуса для Штрауса очевидна, но евангельское жизнеописание вызывает сомнение. Содержание Евангелий отразило, по мнению Штрауса, обстоятельства и уклад более поздней эпохи. К тому же они насыщены неизбежными во времена мировоззренческих кризисов легендарными подробностями и мифологичными представлениями. Отсюда следует, что суть христианства надо искать не в личности Иисуса, но в совершенно новом для его эпохи строе вероисповедных идей. В этом смысле евангельские повествования по-своему достоверны: они запечатлели интуитивное ощущение народным сознанием божественного присутствия в мире. А в образе Христа символически выразилось единство конечного и бесконечного, духа и природы, Бога и человека.
Этот труд Штрауса стал образцом установления в христианстве фактов, согласующихся с данными науки и тем самым подтверждающих истинность связанных с ними положений религии. В дальнейшем взгляды самого Штрауса эволюционировали в сторону естественно-научного мировоззрения и вышли за пределы не только протестантизма, но и вообще христианского теизма.
5 Побирохин Илларион (17??-1791) — один из руководителей движения духоборов в XVIII в. Сельский торговец из Тамбовской губернии, в разъездах по стране проповедовал идеи духоборства (в том числе противопоставлял Библии так называемую «животную книгу» — устную традицию псалмов, отвергал богодухновенность христианских таинств, учил о «внутреннем озарении»). В 1763 г. арестовывался за «сектантство». Уподоблял себя «духовному мессии». Умер в сибирской ссылке.
<Не раскол и не ересь: о сущности и причинах русского сектантства> <Фрагменты>
- Арсеньев Н. С. (9)
- Архиепископ Михаил (Мудьюгин) (2)
- Архимандрит Августин (Никитин) (1)
- Афанасьев Н. Н. (1)
- Базиленко И. В. (1)
- Барский В. Г. (1)
- Барсов Н. И. (2)
- Бартольд В.В. (2)
- Белов А. В. (1)
- Белюстин И. С. (1)
- Бердяев Н. А. (2)
- Бестужев-Марлинский А. А. (1)
- Богатырев Д.К. (1)
- Брандт Л. Г. (1)
- Буевский А. С. (1)
- Булгаков М. П. (1)
- Булгаков С. Н. (2)
- Бунин И. А. (1)
- Бурлака Д. К. (1)
- Буткевич Т. И. (3)
- Бухарев А. М. (1)
- Васильева О. А. (1)
- Велицын А. А. (1)
- Верховской С. С. (1)
- Вяземский П. А. (2)
- Гагарин И. С. (6)
- Галлер П. К. (1)
- Гец М. Б. (1)
- Гиляревский А. Ф. (1)
- Глубоковский Н. Н. (1)
- Голубинский Е. Е. (1)
- Голубцов А. П. (1)
- Григорьева С. С. (1)
- Гумилев Н. С. (1)
- Дамадаев Г. М. (1)
- Данилевский Н. Я. (2)
- Дегтярева Е. С. (1)
- Диакон Василий Герасимчук (1)
- Диакон Сергей Вощенчук (1)
- Ельчанинов А. В. (1)
- Епископ Порфирий (2)
- Епископ Тихон (1)
- Зайнуллина Г. Р. (1)
- Зейнаб Нестерова (1)
- Зеньковский В. В. (3)
- Зернов Н. М. (1)
- Зиновий Отенский (1)
- Знаменский П. В. (1)
- Иван Васильевич Грозный (1)
- Иван Наседка (1)
- Иванов О.Е. (1)
- Иерей Алексей Юдин (1)
- Иеромонах Серафим Кенисарин (1)
- Ильин И. А. (2)
- Иоанн Сан-Францисский (1)
- Иосиф Патриарх Московский (1)
- Ипатов А. В. (1)
- Ипатов А. Н. (1)
- Йосеф Херсонский (1)
- Калиничева З. В. (1)
- Кантемир Д. К. (1)
- Капелюш Ф. Д. (1)
- Карамзин Н. М. (1)
- Каргина И. Г. (1)
- Кардинская С. В. (1)
- Кареев Н. И. (1)
- Карсавин Л. П. (3)
- Карташев А. В. (2)
- Керенский В. А. (1)
- Киреев А. А. (9)
- Киреевский И. В. (1)
- Клибанов А. И. (1)
- Костомаров Н. И. (1)
- Котов Ф. А. (1)
- Красножен М. Е. (1)
- Курдюмов М. (1)
- Курлыкин А. Р. (1)
- Куропаткина О. В. (1)
- Лебедев А. С. (2)
- Лермонтов М. Ю. (1)
- Лесков Н. С. (1)
- Лопаткин Р. А. (1)
- Лосский Н. О. (3)
- Лот-Бородина М. (1)
- Лункин Р. Н. (1)
- Лысенко И. В. (1)
- Максим Грек (1)
- Маслов А. А. (1)
- Махлак К. А. (1)
- Мейендорф И. Ф. (2)
- Митрополит Антоний (1)
- Митрополит Владимир (1)
- Митрохин Л. Н. (1)
- Михейшин А. А. (1)
- Монсеньор Пьетро Скалини (1)
- Муравьев А. Н. (1)
- Нечволодов А. Д. (1)
- Никольская Т. К. (1)
- Никольский А. C. (1)
- Новгородцев П. И. (1)
- Олесницкий И. А. (1)
- Осипов А. И. (2)
- Османов А. М. (1)
- Остроумов Н. П. (2)
- Пахомов С. В. (0)
- Пашино П. И. (1)
- Печенко М. Ф. (1)
- Победоносцев К. П. (1)
- Позднеев А.М. (1)
- Покровский Н. В. (1)
- Преображенский П. А. (1)
- Преподобный Макарий (1)
- Прилуцкий А. М. (2)
- Протодиакон Маркович К. Г. (1)
- Протоиерей Владимир Хулап (1)
- Протоиерей Иоанн (Морев) (1)
- Протопресвитер Виталий Боровой (1)
- Пушкин А. С. (1)
- Рейнмарус А. (1)
- Розанов В. В. (3)
- Саблуков Г. С. (1)
- Саввин А. В. (1)
- Савельев С. Н. (1)
- Самарин Ю. Ф. (2)
- Светлов Р.В. (0)
- Святитель Игнатий (3)
- Святой Феофан Затворник (1)
- Священник Алексей Яндушев-Румянцев (1)
- Священник Константин Щербак (1)
- Священномученик Александр Миропольский (1)
- Семенков В. Е. (1)
- Сипко Ю. К. (1)
- Скоробогатова И. В. (1)
- Смирнов М.Ю (1)
- Смирнов Ф. А. (1)
- Снегирев И. М. (1)
- Соколов И. И. (1)
- Соловьев Вл. С. (13)
- Струкова А. С. (1)
- Сюткин А. С. (1)
- Тавлеева С. Г. (1)
- Терентьев Н. Д. (1)
- Тихомиров Л. А. (1)
- Толстой А. Д. (1)
- Тонковид С. Б. (1)
- Торчинов Е. А. (2)
- Трубецкой Е. Н. (2)
- Тымкова И. М. (1)
- Тютчев Ф. И. (1)
- Федоренко Ф. И. (1)
- Федоров В.Ф. (1)
- Федоров Н. Ф. (2)
- Федотов Г. П. (2)
- Фет А. А. (1)
- Филатов С. Б. (2)
- Флоренский П. А. (2)
- Флоровский Г. В. (2)
- Фризен Г. (1)
- Хадзиев М. А. (1)
- Хомяков А. С. (1)
- Хорошилов А. О. (1)
- Цветаев Д. В. (5)
- Цветков П. П. (1)
- Цыпин В. А. (1)
- Чаадаев П. Я. (3)
- Шахнович М. М. (1)
- Шкаровский М. В. (1)
- Шмеман А. Д. (1)
- Шмонин Д. В. (1)
Скачать