Конфессиональные факторы
формирования ценностной
структуры российской цивилизации
Российский Гуманитарный Научный Фонд Русская христианская гуманитарная академия
В рамках проекта РНФ № 15-18-00106
Междисциплинарное исследование конфессиональных факторов формирования ценностной структуры российской цивилизации
Главная / Христианство / О православии с предостережениями от погрешений

О православии с предостережениями от погрешений

О православии с предостережениями от погрешений

Святитель Феофан Затворник. О православии с предостережениями от погрешений против него <Фрагменты>. // Православие: Pro et contra. Антология. — 2-е изд., испр. и дополн. - СПб. Издательство РХГА, 2012, с.66-71

Печатается по: О Православии с предостережениями от погрешений против него. Слова епископа Феофана (Из слов к Тамбовской и Владимирской паствам, 1859—1869 гг.). М.: Изд-во Московской Патриархии, 1991.

Примечания:

1   Это слово было произнесено архимандритом Феофаном, в то время ректором Санкт-Петербургской духовной академии, на пятидесятилетнем юбилее ее основания, в 1859 г.

2   См. предыдущее примечание.

3   Паписты (уст.) — римо-католики. В наше время в православном церковно-богословском мире не принято называть католиков «папистами», как их называли в XIX веке, или «латинянами», как в веке XI. В прошлом излишние эмоции побуждали участников межконфессиональных и межнациональных споров подыскивать для противников яркие эпитеты и имена; природу этого явления можно понять. Однако сегодня русским людям вряд ли понравятся такие наименования, как «москаль» или «кацап» (хотя в слове «москаль», например, нет ничего обидного — оно обозначает некую принадлежность, отношение к Москве). Точно так же церковно-религиозный вкус и чувство меры ограждают наших православных современников от использования подобных выражений для Церквей, с которыми РПЦ состоит в богословском диалоге и сотрудничестве.

4   Многими православными людьми уже осознана необходимость внимательного и дифференцированного отношения к протестантизму. Протестантизм неоднороден. Этот термин не является обозначением конфессии или деноминации, как не является именем Церкви. Это целый комплекс духовных, церковно-политических и социально-политических движений, в результате деятельности которых сложились определенные конфессиональные типы и организмы. Различия между лютеранством, кальвинизмом, баптизмом весьма существенны. В конце XIX века среди лютеранских пасторов можно было встретить сторонников чрезвычайного либерализма в богословии, однако в ХХ веке эта «мода» прошла. Мало кто в лютеранской богословской науке опирается на гиперкритицизм конца XIX века. Поэтому слова автора о «всебожии и безбожии» протестантизма следует признать относящимися к некоторым опасным тенденциям в движениях, возникших в протестантской среде, но полностью ее не определяющих.
Аналогичным образом, из того факта, что многие выпускники православных духовных семинарий пришли к атеизму и революции, не следует делать вывод об ате-истичности и революционности Православия.

5   Естественно полагать, что речь идет о Риме. Однако следует признать, что Рим был центром единства для западных христиан уже в первом веке. Это была единственная апостольская кафедра на Западе. Рим— город, который, более чем какой-либо другой, знал опыт мученичества, где, более чем в каком-либо другом городе, кровь мучеников стала семенем Церкви. Рим был центром единства и для Востока. Значительно больше, чем на Западе, ереси терзали Церковь на Востоке, и зачастую именно третейский суд Римской кафедры помогал утвердить православное решение спора.

6   Прошло почти полтора столетия, и мы не можем игнорировать тот факт, что при действительно имеющем место духовном кризисе в Европе, именно в России половину этого срока господствовало безбожие. Неверие интеллигенции, массовый уход из семинарий в нецерковное, а иногда и антицерковное служение в XIX в., повсеместный нигилизм в прессе и обществе были не только привозными, но являлись естественной болезнью общества, в котором Слово Божие было воспринято далеко не всеми. Вопрос заключается в том, почему так случилось. Нынешнее возрождение утешает, но, к сожалению, нет уверенности в том, что испытание, аналогичное прошлому, не повторится.

7   На первый взгляд, сегодняшняя ситуация в России также характеризуется наплывом заокеанских проповедников, сект и культов. Но можно ли сказать, что именно контакты с Западом являются причиной краха империи, трагедий в церковной жизни и других катаклизмов, обрушившихся на Россию в начале ХХ в.? Нужно ли делать вывод, что только вдали от мира, в уединенном монастыре, в пустыне можно сохранить чистоту Православия? Является ли Православие миссионерским в таком случае? Есть ли у Православия потенциал преображать мир, если само оно ищет защиты от внешнего влияния?

8   Не количество последователей определяет истину вероучения, и утверждается истина не всегда большинством голосов. Но все же необходимо учитывать реальность, помнить, что численность католиков на сегодняшний день более одного миллиарда, англикан и протестантов ок. 450 миллионов, а православных ок. 170 миллионов, если считать всех вместе (включая нехалкидонские — Древние Восточные Церкви). Если Господь пришел спасти всех, и обещал, что будет среди двоих или троих, собравшихся во Имя Его, то не следует ли с уважением и почтением относиться к миллионам тех, кто собирается на молитвы во Имя Христово в церквах других христианских традиций?

9 Судя по другим текстам, св. Феофан имеет здесь в виду и русских сектантов, и старообрядческий раскол, который считает для Православия более опасным, чем западные конфессии.

10   Отревая — от «отривати» (ц.-слав.) — вытеснять, отвергать.

11   Обуя(ва)ть — (ц.-слав.) — терять силу, портиться.

12   Слово это было сказано 5 июля 1859 года при вступлении на Тамбовскую кафедру в качестве епископа Тамбовского и Шацкого. Печатается с некоторыми сокращениями. Любопытно, что, озаглавленное «Полное начертание православной истины и указание уклонений от нее», оно по преимуществу содержит основы общехристианского учения. Примечательно также, что почти во всех заглавиях проповедей св. Феофана присутствует слово «христианский». Христианское исповедание, Христианство, Христианская жизнь, Христианское благочестие, истины Христианские. Сегодня, к сожалению, слово «христианский» в православной среде в России имеет значение протестантский, а иногда еще у´же — «баптистский» или «евангелический», т. е. принадлежащий «свободным церквам».

13   Презорливо (ц.-слав.) — гордо, надменно, дерзко.

14   Эта проповедь была произнесена 22 мая 1860 г. в день Пятидесятницы в Тамбове.

15   Иез. 37, 1—14.

16   Необходимо отметить, что Русская Православная Церковь (как официально и другие Православные Поместные Церкви) признает все таинства Римо-Католической Церкви, не перекрещивает приходящих в нее из Католичества и не перерукополагает священников, когда они переходят в юрисдикцию Московского Патриархата. Сегодня образ больного легкого едва ли приемлем не только в силу эстетических соображений, но и в силу того, что в Римо-Католической Церкви активно прошли процессы обновления, оздоровления (осовременивания, «аджорнаменто»), закрепленные Вторым Ватиканским собором 1962—1965 гг. Многие из взаимных претензий после Собора перестали быть актуальными. Существенно, что анафематствование 1054 года обеими сторонами было признано более недействительным («яко не бывшее») 7 декабря 1965 г. Тем, кто настаивает на «гниении легкого» на Западе, следует обратить внимание на то, что за прошедшие с тех пор почти полтора столетия там сформировались более соответствующие нашей христианской потребности мира и доверия ценности современной культуры. К ним относятся: европейские нормы уважения друг к другу, стремление к осознанию единства человеческого рода, к искоренению вражды и преодолению всяческих напряжений, к устранению образа врага и др. В среде людей, принимающих эти ценности и причастных к мировой культуре, более приемлемо то понимание взаимоотношений западной и восточной традиций, которое было присуще многим представителям русской культуры начала ХХ в., как например Вячеславу Иванову, который говорил о себе так: «Впервые только в Риме почувствовал себя православным в полном смысле этого слова, обладателем священного клада, который был моим со дня моего крещения, но обладание которым до тех пор, в неудовлетворенности, становящейся все мучительней и мучительней от сознания, что я лишен другой половины живого того клада святости и благодати, что я дышу наподобие чахоточных одним только легким» (Иванов Вячеслав. Письмо к Дю Босу // Иванов Вячеслав. Собр. соч. Брюссель: Жизнь с Богом. Т. III. С. 431). Примечательно, что именно на эти слова ссылался в 1980 г. Папа Римский Иоанн Павел II, вспоминая свой братский визит в Константинопольскую Патриархию: «Не возможно христианину, более того, католику дышать одним легким: нужно иметь два легких — Восточное и Западное» (Acta Apostolicae Sedis S 72. 1980. P. 704).

17   Небесполезно здесь напомнить, что в России в XVIII—XIX вв. было переведено немало западных книг по христианской духовности, пользовавшихся большой популярностью. Так, например, существовало довольно много изданий русского перевода книги лютеранского пастора Иоганна Арнд-та* «Об истинном христианстве». Возможно, многих удивят слова одного из самых почитаемых православных духовных писателей, строгого подвижника и аскета, св. Тихона Задонского* (1724—1783): «После Библии прочитывать Арндта, а в прочие книги как в гости прогуливаться» (Св. Тихон Задонский. Письмо 31-е // Св. Тихон Задонский. Творения. Т. V. М., 1875. С. 330).

18   Полезно обратить внимание на то, что раскольников св. Феофан считает более опасными для Православия, чем инославных христиан. С этим трудно не согласиться. Именно соблазн подделки под Православие свойствен многим фундаменталистским тенденциям. Их приверженцами часто являются люди, которым не присуще экклезиологическое сознание (то есть люди, не имеющие видения Церкви как богочеловеческого организма), не осознающие опасности разделения для Церкви, не понимающие роли иерархии, представляющие самих себя критериями истинного Православия. В действительности, выведенные ими критерии того, что православно, а что нет, отсутствуют в Православном Предании, и возникают, как правило, после прочтения малой его части.

19   В этих словах можно видеть ключ к пониманию духовных наставлений св. Феофана Затворника. Мы не гарантированы от заблуждений и падений и после выбора истинного пути, после принятия Православия. Мы сами не можем быть критериями Истины. Церковь обладает истиной, Церковь — тело Христово. Единолично мы не Церковь и, не обладая Истиной, можем лишь любить Бога, стремиться к Нему, к познанию Его, к соединению с Ним.

20   По существу, речь идет о критерии церковности вероучения св. Викентия Лиринского*.

21   Эта проповедь была произнесена 8 марта 1864 года, в Неделю Православия.

22   См. примеч. 20.

Скачать
Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии (персоналии)

Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии (персоналии)

Религия и культура
Фотографии
Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии (альбом)

Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии (альбом)

Религия и культура
Фотографии
Церковь отмечает память апостола Филиппа

Церковь отмечает память апостола Филиппа

28.11.2016
Христианство. Рай на Земле

Христианство. Рай на Земле

Видео
swathi reddy sex videos manytubeporn.mobi lndian sxe video سكس بنات مصرى gottorco.com افلام سكس في الكنيسه سكس نيك شباب crobama.com سكس بزاز مترجم kolkata sexy girl noticieroporno.com x video bangla 9taxi indiansexmms.me oriya blue film
xx vidioes pornmovstube.net hardcore mature sex ولد وامة سكس erotikturkporno.com سكس امهات حوامل تحميل مقاطع سكس للجوال hardsextubevid.com نيك محارم مصري www.xxxvideos .com movsmo.net xnxx mobile videos ati sundar eporner.name family xvideos
سكس علي البحر hailser.com سكس العائلات nude beach girls pornoguru.info sexy maal video 子作り許可証 javdatabase.net いいなり人妻寝取らせ中出し温泉旅行 ゆき27才 indian sex vid pornlake.mobi xxx dat cam افلام نيك مترجمه lesexcitant.com سكس موظفه