Святитель Игнатий (Брянчанинов). О Православии. // Православие: Pro et contra. Антология. — 2-е изд., испр. и дополн. - СПб. Издательство РХГА, 2012, с. 47-51
Первая публикация не установлена. Текст печатается по изданию: Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1990. № 2. С. 82—85.
Возлюбленные братия! Началом слова нашего в Неделю Православия весьма естественно быть вопросу: что есть православие? Православие есть истинное Богопознание и Богопочитание; православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием ему благодати Всесвятого Духа. Дух есть слава христиан. Где нет Духа, там нет православия. Нет православия в учениях и умствованиях человеческих: в них господствует лжеименный разум — плод падения. Православие — учение Святаго Духа, данное Богом человекам во спасение. Где нет православия, там нет спасения. «Иже хощет спастися, прежде всех подобает ему держати кафолическую веру, ея же аще кто целы и не- порочны не соблюдет, кроме всякого недоумения, во веки погибнет» (Символ св. Афанасия Великого).
Примечания:
1 Символ св. Афанасия не принадлежит св. Афанасию. Об этом авторитетно пишет Архиепископ Василий (Кривошеин). Символические тексты в Православной Церкви // Богословские труды. М.: Изд. Московской Патриархии, 1968. Т. 4.
2 Навет (ц.-слав.) — измена, коварный поступок, козни, хитрое нападение.
3 Апостол — имеется в виду св. ап. Павел. Рим. 8, 6—7 (в синод. переводе): «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут».
4 Рим. 1, 21—22, 25—27: «…и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели…; они заменили истину Божию ложью… Потому предал их Бог постыдным страстям…»
5 Немногие церковные историки подпишутся сегодня под этими словами. В церковной науке, в богословии объективно судить о ересях можно только на основании источников.
6 Св. Игнатий придерживается взглядов на ереси, которые были свойственны таким церковным историкам, как Евсевий*, Созомен*, трактовавшим ересь как козни диавола, как сознательное лукавство, всегда сопровождаемое безнравственностью. Но был и другой подход, например у Сократа Схоластика* и Евагрия*. Последние рассматривали ереси как заблуждения и старались объективно описывать личности ересиархов. Арий, по свидетельству многих историков, был человеком аскетичным и благочестивым, но гордым и заблуждающимся. Климент Александрийский* говорит о ересях так: «В ересях подобает видеть скорее побуждение к изысканиям, нежели к отступничеству» (Строматы // Отцы и учители Церкви III в. Кн. 7, 15. М., 1996. Т. 1. С. 287).
7 Весьма примечательно здесь православное понимание ереси жизни, в соответствии с которым ересью считается нарушение заповедей, безнравственное поведение. Св. Игнатий ссылается на высочайшие аскетические авторитеты и на правила Соборов. Таким образом, формальная принадлежность к Православной Церкви не гарантирует того, что человек действительно является православным. Человек не может быть уверенным в своей безошибочности при определении того, что православно, а что нет. Только Св. Писание и Св. Предание, взятые в полном объеме (нельзя полагаться на вырванные из контекста фрагменты), могут быть таким основанием.
8 Халкидонском*, в 451 г.
9 Здесь и далее цитируется чин особого богослужебного последования в неделю Торжества Православия*.