Впервые: Федоренко Ф. И. Секты, их вера и дела. М., 1965. С. 73-75, 95,97, 100, 101, 102, 352-353. Печатается по этому изданию.
Прмечания:
1 Методисты — последователи протестантского течения англиканского происхождения. Название часто связв1вают с их традицией в идеологии и практике строго (методично) следоватв вв1веденному из Нового Завета «порядку спасения» — через обращение, оправдание исключителвно верой в Иисуса Христа и личное освящение.
Это течение возникло во второй трети XVIII в. из обновленческого стремления приблизитв государственную Церковв Англии к повседневнвгм запросам далеких от ее непосредственного влияния низших социалвнв1х слоев. У истоков методизма стояли Джон Уэсли, его брат Чарлвз Уэсли (создателв популярнвгх евангелвских гимнов), Джордж Уайтфилд — ведущий проповедник «Великого пробуждения» в Северной Америке.
На перввш план ранние методистские проповедники ввщвинули благовество-вание о спасающей роли верв1 в искупителвную жертву Христа, адресованное широким массам простонародвя. Распространиласв практика миссионерских поездок священников и проповедования вне стен молитвеннвгх зданий. Оппозиция со сторонв1 англиканской церкви ввшудила методистов создаватв собственнвю общинвь В 1744 г. прошла первая из ставших затем ежегоднвши конференция проповедников-методистов. Бвши разработанв1 «Основнвге правила объединеннв1х общин», создан институт проповедников-мирян. Ведущим мотивом идеологии нового сообщества стало «евангелвское пробуждение».
В последней трети XVIII в. методизм начал активно распространятв-ся в США, где посланцв1 Д. Уэсли на Балтиморской конференции 1784 г. учредили Методистскую епископалвную церковв. В самой Англии с 1795 г. методиств1 обособляются от англиканства, формируя свою организационную структуру. Принятая в ней изначалвно моделв централизованного управления ввивала несогласие ряда общин; началасв полоса расколов среди методистов, возникло несколвко автономнвгх церквей.
Церковное устройство методистов совмещает выборность и рукоположение иерархии, допуская как пресвитерианскую, так и епископальную организацию. Начальным звеном являются «классы» по 12 человек, сведенные в общины. Общины объединяются в округа, имеющие своих проповедников, пасторов, суперинтендантов и епископов. Высший руководящий орган — ежегодная окружная конференция из двух палат (для священников и для мирян), переизбирающая председателя местной церкви и обсуждающая вопросы вероисповедания, социального служения и пр.
С конца XIX-го и на протяжении всего XX в. происходило активное увеличение методистских церковных организаций, возникали их национальные и международные объединения. С 1881 г. действует Всемирный методистский совет с пятилетним циклом Генеральных конференций. Штаб-квартира — в американском штате Северная Каролина. Эта организация имеет обширные экуменические контакты. С ней ассоциированы Всемирная федерация женщин-методисток и Всемирное методистское историческое общество. В Великобритании несколько независимых общин в 1932 г. образовали свою Единую методистскую церковь. Подобный процесс происходил в 1939 г. и в США, положив конец почти вековому расколу на северные и южные методистские церкви. Там же в 1968 г. сформировалась самая многочисленная из существующих — Объединенная методистская церковь. В дореволюционной России методизм распространялся с 1907 г., главным образом в Прибалтике и Карелии. В советское время действовала Методистская церковь Эстонии. С 1992 г. существует Российская объединенная методистская церковь (ок. сотни приходов).
Богослужение методистской церкви предполагает проповеди, молитвы, пение псалмов и гимнов. Совершаются крещение взрослых и причащение, в их протестантском символическом истолковании. Вероучение методистов содержит принципы авторитета Библии и всеобщего священства. Методисты разделяют общехристианские идеи Троицы, грядущего пришествия Христа, Страшного суда. Исповедуется также кальвинистское представление о Божьем двойном предопределении к спасению. Однако принятое методизмом убеждение в спасающей вере в искупительную жертву Христа отчасти сближает его с арминианской трактовкой свободы воли. Сохраняется и ряд положений англиканского епископального исповедания, в том числе тезис о значении «добрых дел». Последнее обстоятельство привело к возникновению разноречивых тенденций в теологии методизма. Отсутствие доктринальной однозначности отразилось в появлении на почве методизма множества самостоятельных, отдельных от него организаций: Армии Спасения, ряда свободных церквей.
2 Пятидесятники — последователи одного из направлений позднего протестантизма, возникшего в начале XX в. на основе харизматических идей движения святости. К принятому у баптистов, «церквей святости» и многих др. течений представлению о двух благословениях — обращении и освящении эта конфессия добавляет идею третьего благословения — крещения Святым Духом.
Согласно Библии, сошествие Святого Духа на учеников Иисуса Христа произошло, когда отмечался древнееврейский праздник Пятидесятницы. У иудеев он знаменовал завершение жатвы, после семи недель от ее начала, в день воспоминаний о получении Торы. Для христиан исходным событием стало Воскресение Христово: именно на пятидесятый день после Пасхи апостолы «исполнились Святым Духом», т. е. получили способность вести разговор с Богом и проповедовать разным народам (Деян. 2: 1-6). По примеру апостолов все прошедшие подобное крещение наделяются девятью дарами Святого Духа в качестве средств постоянного служения Богу.
Признаком пребывания в Святом Духе считается глоссолалия (буквально — говорение непонятных слов). Это трансовое автоматическое произнесение человеком не существующих ни на каком языке слов вперемежку с элементами родной для него речи. В ряде случаев утверждается о внезапном обретении способности говорить на иностранном языке. Достигается глоссолалия в ходе ритуальных действий или иных ситуаций, обусловленных специальным режимом физиологической (посты и т. п.) и ментальной (молитвы, проповеди) подготовки. Нарастающее физическое и психоэмоциональное напряжение переводит верующего в состояние повышенной экзальтации и экстатических переживаний. В этот момент речевая деятельность не контролируется сознанием и начинается поток «иноговорения». Толковать смысл высказанного способны лишь носители пророческого дара (1 Кор. 14: 2-28). Они же могут практиковать глоссолалию регулярно. Остальные говорят с Богом на «иноязы-ке» только раз, в момент крещения Святым Духом.
Начальным событием истории пятидесятничества была внезапная глоссолалия Агнессы Озман 1 января 1901 г. на занятиях библейской школы методистского пастора Чарльза Пархема в г. Топека (США, Канзас). Пархем и его ученики стали проповедовать новый тип религиозного поведения в США, а затем и в др. странах. Некоторые пятидесятники началом считают «пробуждение на Азуза-стрит» в 1905 г. — собрание методистской общины Уильяма Сеймура в Лос-Анджелесе, когда участники внезапно были охвачены нараставшим экстатическим состоянием «инспирации» (массовое «крещение Святым Духом»). По мере распространения, движение пятидесятников получало доктринальное оформление в соответствии с вероисповедными особенностями той среды, где оно оказывалось принято. В результате сложился целый спектр разнообразных самостоятельных церквей, деноминаций и сект. Общим для них можно считать признание Библии богодухновенной, идею спасения через личную веру во Христа, рукоположение служителей, хлебопреломление.
По применяемой формуле водного крещения среди пятидесятников различают тринитарные и унитарные разновидности. К тринитариям, крестящим с перечислением всех членов Святой Троицы, относится большинство: церкви «трех кризисов», «двух кризисов», «исцеления молитвой» и ряд других.
Унитарии же считают истинно апостольским крещение по формуле: «во имя Иисуса Христа». Приверженцы этого подхода вышли в 1913-1916 гг. из американской тринитарной церкви Ассамблеи Бога. По их мнению, образы «Отца» и «Святого Духа» есть не более чем разные грани единой личности Христа, поэтому крещение во имя Троицы недействительно. В России эту позицию разделило движение евангельских христиан в духе апостольском (ЕХДА), основанное в 1913 г. выходцем из баптистской общины Александром Ивановым, а затем возглавлявшееся Николаем Смородиным. Часть ЕХДА позднее вошли в союз с евангельскими христианами-баптистами, другие сохраняют автономию. В США после 1945 г. большинство унитари-анских общин вошло в Объединенную международную пятидесятническую церковь.
Тринитарные церкви «трех кризисов» опираются на доктрину тройного благословения: обращением человек очищается от личного греха; освящением освобождается от греха первородного; в крещении Святым Духом получает дары божественной благодати. Данная ветвь пятидесятников не требует унификации религиозного устройства, поэтому включает в себя разные по происхождению организации. Большинство из них относится к «церквям святости». В числе крупнейших — международная Церковь Бога, возникшая в 1880 г. и проповедующая восстановление единства «видимой» и «невидимой» церквей. Второе пришествие и Страшный суд ожидаются ею после тысячелетнего царства Христа, которое объявлено уже существующим. В 1902 г. немецкие миссионеры этой церкви основали одноименный филиал в России, сохранивший группы последователей до наших дней. С 1911 г. Церковь Бога существует в виде двух организаций, с центрами в Индиане и Оклахоме (США). Наряду с ними действует и основанная в 1884 г. Церковь Бога г. Кливленд (штат Теннеси), ставшая ныне крупным международным объединением пятидесятников-тринитариев. В 1948 г. большинство подобных церквей объединились в Братство пятидесятников Северной Америки.
Церкви «двух кризисов» — также тринитарные — исключают освящение в качестве особого благословения, полагая «рождение свыше» составной частью крещения Святым Духом. Ведущей церковной организацией этого толка являются Ассамблеи Бога, основанные в 1914 г. и объединяющие свыше 2 млн человек примерно в 100 странах. Эта церковь известна активной миссионерской деятельностью. К данному толку принадлежат и церкви, особо выделяющие среди даров Святого Духа способность к исцелению. Целитель-ство совершается у них молитвой с возложением рук по примеру описанных в Новом Завете действий Иисуса Христа.
Крещение Святым Духом, «рождение свыше», «исцеление верой» и идея дотысячелетнего прихода Христа составляют ведущую теологическую концепцию — так называемое «полное Евангелие». Библейские основания этой концепции позволяют пятидесятникам иметь точки соприкосновения с др. протестантскими сообществами, многие из которых разделяют учение о дарах Святого Духа и проявляют интерес к практике глоссолалии. В мире насчитывается более 50 млн приверженцев пятидесятничества. Единая церковная организация отсутствует, но с периодичностью в два-три года проводятся Всемирные пятидесятнические конференции.
В России все церкви пятидесятников, кроме ЕХДА, принадлежат к тринитарному толку. К ним относятся христиане веры евангельской (ХВЕ), христиане евангельской веры (ХЕВ), евангельские христиане пятидесятники-сионисты (ЕХПС), евангельские христиане святые сионисты (ЕХСС), субботствующие пятидесятники (последние, в отличие от прочих, придерживаются учения о трех благословениях и «днем покоя» почитают субботу). Все эти объединения стали развиваться в 1920-х гг. при заметной поддержке из-за рубежа: в создании ХВЕ участвовали Ассамблеи Бога, суб-ботствующих поддержала Церковь Бога (Кливленд). В 1945 г. значительная часть ХВЕ, ХЕВ и субботствующих объединилась с Союзом евангельских христиан-баптистов (ЕХБ), хотя сохранились и самостоятельные общины. В конце 1980-х гг. пятидесятнические церкви вышли из состава ВСЕХБ и в 1990 г. образовали собственный Союз христиан веры евангельской Российской Федерации.
По некоторым особенностям деятельности пятидесятников принято делить на крайних и умеренных. Крайние дополняют общее учение еще и «крещением огнем» (Мф. 3: 11), понимая под этим страдания, которые должно претерпеть за веру. Из-за этого нередки их конфликты с институтами государства и общества. Умеренные сохраняют неизменность доктрины. Кроме того, они не склонны акцентировать внимание на глоссолалиях и не проводят «ино-говорение» в общинном богослужении, оставляя такую возможность лишь для индивидуального «разговора с Богом».
Секты, их вера и дела <Фрагменты>
- Арсеньев Н. С. (9)
- Архиепископ Михаил (Мудьюгин) (2)
- Архимандрит Августин (Никитин) (1)
- Афанасьев Н. Н. (1)
- Базиленко И. В. (1)
- Барский В. Г. (1)
- Барсов Н. И. (2)
- Бартольд В.В. (2)
- Белов А. В. (1)
- Белюстин И. С. (1)
- Бердяев Н. А. (2)
- Бестужев-Марлинский А. А. (1)
- Богатырев Д.К. (1)
- Брандт Л. Г. (1)
- Буевский А. С. (1)
- Булгаков М. П. (1)
- Булгаков С. Н. (2)
- Бунин И. А. (1)
- Бурлака Д. К. (1)
- Буткевич Т. И. (3)
- Бухарев А. М. (1)
- Васильева О. А. (1)
- Велицын А. А. (1)
- Верховской С. С. (1)
- Вяземский П. А. (2)
- Гагарин И. С. (6)
- Галлер П. К. (1)
- Гец М. Б. (1)
- Гиляревский А. Ф. (1)
- Глубоковский Н. Н. (1)
- Голубинский Е. Е. (1)
- Голубцов А. П. (1)
- Григорьева С. С. (1)
- Гумилев Н. С. (1)
- Дамадаев Г. М. (1)
- Данилевский Н. Я. (2)
- Дегтярева Е. С. (1)
- Диакон Василий Герасимчук (1)
- Диакон Сергей Вощенчук (1)
- Ельчанинов А. В. (1)
- Епископ Порфирий (2)
- Епископ Тихон (1)
- Зайнуллина Г. Р. (1)
- Зейнаб Нестерова (1)
- Зеньковский В. В. (3)
- Зернов Н. М. (1)
- Зиновий Отенский (1)
- Знаменский П. В. (1)
- Иван Васильевич Грозный (1)
- Иван Наседка (1)
- Иванов О.Е. (1)
- Иерей Алексей Юдин (1)
- Иеромонах Серафим Кенисарин (1)
- Ильин И. А. (2)
- Иоанн Сан-Францисский (1)
- Иосиф Патриарх Московский (1)
- Ипатов А. В. (1)
- Ипатов А. Н. (1)
- Йосеф Херсонский (1)
- Калиничева З. В. (1)
- Кантемир Д. К. (1)
- Капелюш Ф. Д. (1)
- Карамзин Н. М. (1)
- Каргина И. Г. (1)
- Кардинская С. В. (1)
- Кареев Н. И. (1)
- Карсавин Л. П. (3)
- Карташев А. В. (2)
- Керенский В. А. (1)
- Киреев А. А. (9)
- Киреевский И. В. (1)
- Клибанов А. И. (1)
- Костомаров Н. И. (1)
- Котов Ф. А. (1)
- Красножен М. Е. (1)
- Курдюмов М. (1)
- Курлыкин А. Р. (1)
- Куропаткина О. В. (1)
- Лебедев А. С. (2)
- Лермонтов М. Ю. (1)
- Лесков Н. С. (1)
- Лопаткин Р. А. (1)
- Лосский Н. О. (3)
- Лот-Бородина М. (1)
- Лункин Р. Н. (1)
- Лысенко И. В. (1)
- Максим Грек (1)
- Маслов А. А. (1)
- Махлак К. А. (1)
- Мейендорф И. Ф. (2)
- Митрополит Антоний (1)
- Митрополит Владимир (1)
- Митрохин Л. Н. (1)
- Михейшин А. А. (1)
- Монсеньор Пьетро Скалини (1)
- Муравьев А. Н. (1)
- Нечволодов А. Д. (1)
- Никольская Т. К. (1)
- Никольский А. C. (1)
- Новгородцев П. И. (1)
- Олесницкий И. А. (1)
- Осипов А. И. (2)
- Османов А. М. (1)
- Остроумов Н. П. (2)
- Пахомов С. В. (0)
- Пашино П. И. (1)
- Печенко М. Ф. (1)
- Победоносцев К. П. (1)
- Позднеев А.М. (1)
- Покровский Н. В. (1)
- Преображенский П. А. (1)
- Преподобный Макарий (1)
- Прилуцкий А. М. (2)
- Протодиакон Маркович К. Г. (1)
- Протоиерей Владимир Хулап (1)
- Протоиерей Иоанн (Морев) (1)
- Протопресвитер Виталий Боровой (1)
- Пушкин А. С. (1)
- Рейнмарус А. (1)
- Розанов В. В. (3)
- Саблуков Г. С. (1)
- Саввин А. В. (1)
- Савельев С. Н. (1)
- Самарин Ю. Ф. (2)
- Светлов Р.В. (0)
- Святитель Игнатий (3)
- Святой Феофан Затворник (1)
- Священник Алексей Яндушев-Румянцев (1)
- Священник Константин Щербак (1)
- Священномученик Александр Миропольский (1)
- Семенков В. Е. (1)
- Сипко Ю. К. (1)
- Скоробогатова И. В. (1)
- Смирнов М.Ю (1)
- Смирнов Ф. А. (1)
- Снегирев И. М. (1)
- Соколов И. И. (1)
- Соловьев Вл. С. (13)
- Струкова А. С. (1)
- Сюткин А. С. (1)
- Тавлеева С. Г. (1)
- Терентьев Н. Д. (1)
- Тихомиров Л. А. (1)
- Толстой А. Д. (1)
- Тонковид С. Б. (1)
- Торчинов Е. А. (2)
- Трубецкой Е. Н. (2)
- Тымкова И. М. (1)
- Тютчев Ф. И. (1)
- Федоренко Ф. И. (1)
- Федоров В.Ф. (1)
- Федоров Н. Ф. (2)
- Федотов Г. П. (2)
- Фет А. А. (1)
- Филатов С. Б. (2)
- Флоренский П. А. (2)
- Флоровский Г. В. (2)
- Фризен Г. (1)
- Хадзиев М. А. (1)
- Хомяков А. С. (1)
- Хорошилов А. О. (1)
- Цветаев Д. В. (5)
- Цветков П. П. (1)
- Цыпин В. А. (1)
- Чаадаев П. Я. (3)
- Шахнович М. М. (1)
- Шкаровский М. В. (1)
- Шмеман А. Д. (1)
- Шмонин Д. В. (1)
Скачать