Впервые: Белов А. В. Секты, сектантство, сектанты. М., 1978. С. 3, 4-5, 6, 7, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 23, 145-146, 147. Печатается поэтому изданию.
Примечания:
1 Экуменическое движение (от греч. oiKot>|isvr| — обитаемый мир, вселенная) — движение за всехристианское единство. Прежде всего, с ним связывается идеология объединения христианских церквей. Это межконфессиональное движение, хотя преобладающая роль здесь принадлежит протестантским организациям.
Организационное начало движению положила протестантская Всемирная миссионерская конференция 1910 г. в Эдинбурге. Последствием ее решений стало образование Международного миссионерского совета (1921), международных обществ «Жизнь и деятельность» (1925 г., занималось взаимоотношением христианства с общественно-политическими и экономическими явлениями), «Вераи порядок» (1927 г., имело целью воссоединение разрозненных деноминаций). С 1937 г. в их обиход вошел предложенный теологами Принстонской семинарии термин «экуменизм». В 1938 г. началась работа по слиянию этих организаций, завершившаяся на Первой ассамблее в Амстердаме (1948) учреждением Всемирного совета церквей (ВСЦ). Ныне он объединяет более 300 церквей из 100 стран мира. В состав ВСЦ, наряду с протестантскими церквями, входит ряд православных (в том числе с 1961 г. Русская православная церковь) и дохалкидонских церквей. Римско-католическая церковь принимает в его работе наблюдательное участие. Центр ВСЦ находится в Женеве. Регулярно проводятся всемирные конференции ВСЦ, где согласовываются позиции по вопросам вероучения и общественного служения церквей.
Протестантская экклесиология (учение о церкви) в целом приемлет существующее организационное разделение христианских церквей. Единство понимается протестантами как согласие в принципиальных вопросах вероучения. Католицизм и православие видят в такой множественности отпадение от «истинной Церкви», под которой полагают собственные организации. Поэтому их нынешнее отношение к экуменическому движению неоднозначно. С одной стороны, необходимость объединения христианских церквей не отрицается, а за рядом доктринальных положений протестантов признается наличие истинного содержания. Для согласования проводятся, например, регулярные собеседования православных богословов и лютеран. С другой стороны, «правильным экуменизмом» считается возвращение христиан в «истинную Церковь», с осуждением и отказом от всех предыдущих заблуждений. По этой причине экуменические контакты бывают затруднены. Активнее они ведутся протестантскими церквями.
Среди наиболее известных протестантских международных экуменических объединений: Всемирная лютеранская федерация, Всемирный методистский совет, Всемирный альянс реформатских церквей, Всемирный пресвитерианский союз, Всемирный союз баптистов, Всемирная федерация студентов-христиан. Существуют объединения и в масштабах одной страны: Британский совет церквей, Национальный совет церквей Христа в США и др. Многие из них на местном или региональном уровне сотрудничают с организациями
православных и католиков.
2 Свидетели Иеговы — международная религиозная организация протестантского происхождения. Возникла в 1872 г., когда американец Чарльз Рассел (1852-1916) — торговец из Питтсбурга, до этого участвовавший в общинах пресвитерианцев, конгрегационалистов и адвентистов, — основал кружок исследователей библейских пророчеств о втором пришествии Христа. Вскоре в США образовалась сеть таких кружков, и в 1884 г. они объединились в организацию, ныне называющуюся «Общество Сторожевой Башни, Библии и Трактатов». Это общество стало ядром крупного религиозного образования, включающего региональные структуры во многих странах мира, группы членов Международной ассоциации исследователей Библии, миссионерские институты (Библейская школа Сторожевой Башни Галаад и др.). С 1909 г. руководящий Всемирный центр размещается в Бруклине.
Библейскую тетраграмму имени Бога последователи Рассела озвучили словом «Иегова». В обоснование обычно приводятся ссылки на подобное наименование в первоисточниковых текстах (было насчитано 6838 таких упоминаний) и на некоторые места различных переводов Библии (например, в русском Синодальном переводе: Исх. 3: 14; 6: 3; 33: 19). Иегова считается единым и всемогущим Творцом мира. Уверовавшие в такого Бога становятся избранными для возвещения миру об Иегове, т. е. его свидетелями (ссылка на Ис. 43: 10). В 1931 г. на конгрессе в г. Колумбус названием всей организации стало «Общество Свидетелей Иеговы».
Вероучение опирается на монотеизм и представление о боговдохновен-ности Библии, авторитет которой выше любого Предания. В состав Библии включены 39 канонических книг «Еврейских Писаний» и 27 книг «Христианских Греческих Писаний» в редакции, соответствующей принятому пониманию имени Бога. В 1997 г. Свидетели Иеговы издали русский текст Священного Писания, состоящий из перевода Ветхого Завета православным митрополитом Макарием (более 3600 упоминаний Иеговы), перевода книги Псалтирь протоиереем Герасимом Павским (35 упоминаний) и Синодального перевода Нового Завета.
Свидетели Иеговы отвергают все, что, по их мнению, имеет внебиблейское происхождение: иконопочитание, идею Чистилища, празднование Рождества Христова и многое др. На этом основании исключено и понятие Троицы. Бог Отец, верховное существо и создатель, это Иегова. Его высшим творением стала духовная личность — Логос, который волей Бога воплотился для явления людям в человека Иисуса Христа. Согласно этой христологии, Иисус был первым, свидетельствовавшим об Иегове. Он принес себя в жертву, будучи повешен на дереве (крест отрицается со ссылкой на Деян. 5: 30), ради искупления послушных Богу, т. е. только ради избранных. Как человек Иисус необратимо умер. Поэтому к Богу он вознесся не телесно, а уже вновь как духовное и бессмертное существо. Что касается Святого Духа, то он не имеет личностной определенности, а является действующей силой Бога (ссылка на 1 Кор. 2: 10), данной Иисусу Христу. Покидая мир, Иисус передал эту силу своим уполномоченным — «видимым посредникам Господа». К таковым принято относить руководителей организации и 144 000 «помазанных Духом» за их праведность перед Иеговой избранников.
Еще одним порождением Иеговы считается отпавший от него затем Сатана. Это реальная духовная личность, низвергнутая за претензию уравняться с Богом и ставшая невидимым властителем земного мира. Человек также был сотворен Богом, но он принадлежит уже к земному греховному бытию и потому смертен. Душа человека не имеет самостоятельного существования и умирает вместе с телом — иначе было бы невозможно финальное бесследное уничтожение Богом тех, кто не заслужит его прощения. Носителем души считается кровь. Поэтому принятие человеком чужеродной крови, в том числе медицинская гемотрансфузия, отвергается как богопротивное дело (ссылки на Лев. 7: 27, 17: 14, Деян. 15: 29).
Свидетели Иеговы полагают, что мир находится под влиянием Сатаны и его подручных демонов. Но в 1914 г. началось духовное пришествие Христа. Окончательно оно свершится победой над Сатаной в сражении у Армагеддона (горный район Палестины, место частых военных столкновений в древности — Откр. 16: 16). После этого на тысячу лет Сатана будет закован и наступит правление Христа с его ангелами. Царство Христа мыслится в двух измерениях: небесном, где пребудут воскресшие в духовном облике 144 000 избранных («малое стадо»), и земном, где в идеальных условиях будут жить воскресшие с новым телом и душой остальные праведники. Те, кто при жизни не был знаком с учением об Иегове, тоже могут попасть в земное царство, если пройдут испытание. Новое появление Сатаны закончится его полным уничтожением и приходом еще более совершенного Царства Иеговы. Наличие Ада отрицается, так как носители греха просто исчезнут бесследно. Рай же — это земля под правлением Царства Божьего.
В преддверии эсхатологического финала человеку следует через Христа обратиться к Богу. Для этого практикуется крещение полным водным погружением. Верующий должен учиться правильному пониманию слов Иеговы в Библии, публично проповедовать истинное имя Господа (в том числе хождением по домам — Деян. 20: 20), держаться вдали от соблазнов «мира Сатаны». В первый день иудейской Пасхи совершается ритуал Вечери Господней, где в поминовение смерти Иисуса Христа раздается пресный хлеб и сухое красное вино. Причастие принимают только «помазанные Духом». Трижды в год проходят всемирные конгрессы, посвященные изучению и проповедованию Библии. Общины регулярно проводят собрания в своих Залах Царства, где совершаются коллективные молитвы и песнопения. Все крещеные члены считаются проповедниками и возвещателями. Структура организации носит централизованный характер: кружки — группы — районы — области — округа — отделы (корпорации). Принята система должностных назначений. Всемирный центр Общества управляется руководящим советом, во главе которого стоит председатель. Выпускаются журналы «Сторожевая Башня», «Пробудитесь» и др. издания.
В России небольшие группы Свидетелей Иеговы появились на рубеже XIX-XX вв. До середины XX в. они существовали главным образом в Бессарабии и Западной Украине. В 1951 г. состоялась массовая депортация семей верующих в Сибирь. С 1991 г. действует Управленческий центр региональной организации в России (под С.-Петербургом), проводятся конгрессы.
Секты, сектантство, сектанты
- Арсеньев Н. С. (9)
- Архиепископ Михаил (Мудьюгин) (2)
- Архимандрит Августин (Никитин) (1)
- Афанасьев Н. Н. (1)
- Базиленко И. В. (1)
- Барский В. Г. (1)
- Барсов Н. И. (2)
- Бартольд В.В. (2)
- Белов А. В. (1)
- Белюстин И. С. (1)
- Бердяев Н. А. (2)
- Бестужев-Марлинский А. А. (1)
- Богатырев Д.К. (1)
- Брандт Л. Г. (1)
- Буевский А. С. (1)
- Булгаков М. П. (1)
- Булгаков С. Н. (2)
- Бунин И. А. (1)
- Бурлака Д. К. (1)
- Буткевич Т. И. (3)
- Бухарев А. М. (1)
- Васильева О. А. (1)
- Велицын А. А. (1)
- Верховской С. С. (1)
- Вяземский П. А. (2)
- Гагарин И. С. (6)
- Галлер П. К. (1)
- Гец М. Б. (1)
- Гиляревский А. Ф. (1)
- Глубоковский Н. Н. (1)
- Голубинский Е. Е. (1)
- Голубцов А. П. (1)
- Григорьева С. С. (1)
- Гумилев Н. С. (1)
- Дамадаев Г. М. (1)
- Данилевский Н. Я. (2)
- Дегтярева Е. С. (1)
- Диакон Василий Герасимчук (1)
- Диакон Сергей Вощенчук (1)
- Ельчанинов А. В. (1)
- Епископ Порфирий (2)
- Епископ Тихон (1)
- Зайнуллина Г. Р. (1)
- Зейнаб Нестерова (1)
- Зеньковский В. В. (3)
- Зернов Н. М. (1)
- Зиновий Отенский (1)
- Знаменский П. В. (1)
- Иван Васильевич Грозный (1)
- Иван Наседка (1)
- Иванов О.Е. (1)
- Иерей Алексей Юдин (1)
- Иеромонах Серафим Кенисарин (1)
- Ильин И. А. (2)
- Иоанн Сан-Францисский (1)
- Иосиф Патриарх Московский (1)
- Ипатов А. В. (1)
- Ипатов А. Н. (1)
- Йосеф Херсонский (1)
- Калиничева З. В. (1)
- Кантемир Д. К. (1)
- Капелюш Ф. Д. (1)
- Карамзин Н. М. (1)
- Каргина И. Г. (1)
- Кардинская С. В. (1)
- Кареев Н. И. (1)
- Карсавин Л. П. (3)
- Карташев А. В. (2)
- Керенский В. А. (1)
- Киреев А. А. (9)
- Киреевский И. В. (1)
- Клибанов А. И. (1)
- Костомаров Н. И. (1)
- Котов Ф. А. (1)
- Красножен М. Е. (1)
- Курдюмов М. (1)
- Курлыкин А. Р. (1)
- Куропаткина О. В. (1)
- Лебедев А. С. (2)
- Лермонтов М. Ю. (1)
- Лесков Н. С. (1)
- Лопаткин Р. А. (1)
- Лосский Н. О. (3)
- Лот-Бородина М. (1)
- Лункин Р. Н. (1)
- Лысенко И. В. (1)
- Максим Грек (1)
- Маслов А. А. (1)
- Махлак К. А. (1)
- Мейендорф И. Ф. (2)
- Митрополит Антоний (1)
- Митрополит Владимир (1)
- Митрохин Л. Н. (1)
- Михейшин А. А. (1)
- Монсеньор Пьетро Скалини (1)
- Муравьев А. Н. (1)
- Нечволодов А. Д. (1)
- Никольская Т. К. (1)
- Никольский А. C. (1)
- Новгородцев П. И. (1)
- Олесницкий И. А. (1)
- Осипов А. И. (2)
- Османов А. М. (1)
- Остроумов Н. П. (2)
- Пахомов С. В. (0)
- Пашино П. И. (1)
- Печенко М. Ф. (1)
- Победоносцев К. П. (1)
- Позднеев А.М. (1)
- Покровский Н. В. (1)
- Преображенский П. А. (1)
- Преподобный Макарий (1)
- Прилуцкий А. М. (2)
- Протодиакон Маркович К. Г. (1)
- Протоиерей Владимир Хулап (1)
- Протоиерей Иоанн (Морев) (1)
- Протопресвитер Виталий Боровой (1)
- Пушкин А. С. (1)
- Рейнмарус А. (1)
- Розанов В. В. (3)
- Саблуков Г. С. (1)
- Саввин А. В. (1)
- Савельев С. Н. (1)
- Самарин Ю. Ф. (2)
- Светлов Р.В. (0)
- Святитель Игнатий (3)
- Святой Феофан Затворник (1)
- Священник Алексей Яндушев-Румянцев (1)
- Священник Константин Щербак (1)
- Священномученик Александр Миропольский (1)
- Семенков В. Е. (1)
- Сипко Ю. К. (1)
- Скоробогатова И. В. (1)
- Смирнов М.Ю (1)
- Смирнов Ф. А. (1)
- Снегирев И. М. (1)
- Соколов И. И. (1)
- Соловьев Вл. С. (13)
- Струкова А. С. (1)
- Сюткин А. С. (1)
- Тавлеева С. Г. (1)
- Терентьев Н. Д. (1)
- Тихомиров Л. А. (1)
- Толстой А. Д. (1)
- Тонковид С. Б. (1)
- Торчинов Е. А. (2)
- Трубецкой Е. Н. (2)
- Тымкова И. М. (1)
- Тютчев Ф. И. (1)
- Федоренко Ф. И. (1)
- Федоров В.Ф. (1)
- Федоров Н. Ф. (2)
- Федотов Г. П. (2)
- Фет А. А. (1)
- Филатов С. Б. (2)
- Флоренский П. А. (2)
- Флоровский Г. В. (2)
- Фризен Г. (1)
- Хадзиев М. А. (1)
- Хомяков А. С. (1)
- Хорошилов А. О. (1)
- Цветаев Д. В. (5)
- Цветков П. П. (1)
- Цыпин В. А. (1)
- Чаадаев П. Я. (3)
- Шахнович М. М. (1)
- Шкаровский М. В. (1)
- Шмеман А. Д. (1)
- Шмонин Д. В. (1)
Скачать