Конфессиональные факторы
формирования ценностной
структуры российской цивилизации
Российский Гуманитарный Научный Фонд Русская христианская гуманитарная академия
В рамках проекта РНФ № 15-18-00106
Междисциплинарное исследование конфессиональных факторов формирования ценностной структуры российской цивилизации
Главная / Христианство / Старый и новый национальный мессианизм

Старый и новый национальный мессианизм

Текст реферата, прочитанного на собрании Московского Религиозно-философского общества 19 февраля 1912 года, впервые был опубликован в журнале «Русская мысль» (1912. № 3. С. 82-102). Публикуется по: Новый мир. 1990. № 7 (ред. и примеч. Александра Носова).

Примечания:

1 Здесь имеется в виду кн.: Бердяев Н. А. Алексей Степанович Хомяков. М.: Путь, 1912.

2 «Курс русской истории» (М.: Синодальная типография, 1904—1910. Ч. 1—4). Ч. 2, лекция XXVI. Собр. соч. Т. III. С. 383.

3 Цитата из стихотворения А. С. Хомякова «России» (1839). См.: Хомяков А. С. Стихотворения и драмы. Л., 1969. С. 112.

4 См. речи кн. Мышкина в «Идиоте» (ч. 4, гл. VII) и Шатова в «Бесах» (ч. 2, гл. I, VII).

5 См. статью Е. Н. Трубецкого «Крушение теократии в творениях Соловьева» (Русская мысль. Январь. 1912).

6 Заключительная строфа стихотворения В. С. Соловьева «Панмонго-лизм» (1894), в которой переосмысливается изречение старца Филофея «Москва — третий Рим*, четвертому — не бывать».

7 Булгаков С. Н. Два града. М.: Путь, 1911. Т. II. С. 240.

8 Подлинное выражение С. Н. Булгакова (Два града. Т. II. С. 290).

9 Два града. Т. II. С. 290.

10 Там же. С. 298—299.

11 Там же. С. 298.

12 Там же. С. 299.

13 Там же.

14 Бердяев Н. А. А. С. Хомяков. М.: Путь, 1912. С. 209.

15 Там же. С. 178.

16 Там же. С. 151.

17 Там же. С. 210.

18 Там же. С. 245—246.

19 Это тем более странно, что в других местах той же книги о Хомякове он восстает против чрезмерной узости славянофильского национализма (Прим. автора).

20 Бердяев Н. А. А. С. Хомяков. М.: Путь, 1912. С. 220.

21 Там же.

22 Ср.: «Итак, если скажут Вам: “Вот, Он в пустыне”, — не выходите; “вот, Он в потаенных комнатах”, — не верьте…» (Евангелие от Матфея, 24, 26).

23 Персонаж стихотворения Н. А. Некрасова «Влас».

24 Т. е. у апостола Павла, который учил, что «нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех» (Рим. 10, 12).

25 Бердяев Н. А. А. С. Хомяков. М.: Путь, С. 94.

26 Любимое сравнение Соловьева в минуты отчаяния и гнева (Прим. автора).

27 «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» — последняя книга Вл. Соловьева, ознаменовавшая его отказ от идеи теократии.

28 Иоанн, кардинал Барджонини, профессор Пауль — персонажи «Повести об Антихристе» — заключительной части «Трех разговоров» Вл. Соловьева.

Скачать
Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии (персоналии)

Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии (персоналии)


Религия и культура
Фотографии
Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии (альбом)

Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии (альбом)


Религия и культура
Фотографии
Церковь отмечает память апостола Филиппа

Церковь отмечает память апостола Филиппа




28.11.2016
Христианство. Рай на Земле

Христианство. Рай на Земле



Видео