Иудаизм для всех
- Арсеньев Н. С. (9)
- Архиепископ Михаил (Мудьюгин) (2)
- Архимандрит Августин (Никитин) (1)
- Афанасьев Н. Н. (1)
- Базиленко И. В. (1)
- Барский В. Г. (1)
- Барсов Н. И. (2)
- Бартольд В.В. (2)
- Белов А. В. (1)
- Белюстин И. С. (1)
- Бердяев Н. А. (2)
- Бестужев-Марлинский А. А. (1)
- Богатырев Д.К. (1)
- Брандт Л. Г. (1)
- Буевский А. С. (1)
- Булгаков М. П. (1)
- Булгаков С. Н. (2)
- Бунин И. А. (1)
- Бурлака Д. К. (1)
- Буткевич Т. И. (3)
- Бухарев А. М. (1)
- Васильева О. А. (1)
- Велицын А. А. (1)
- Верховской С. С. (1)
- Вяземский П. А. (2)
- Гагарин И. С. (6)
- Галлер П. К. (1)
- Гец М. Б. (1)
- Гиляревский А. Ф. (1)
- Глубоковский Н. Н. (1)
- Голубинский Е. Е. (1)
- Голубцов А. П. (1)
- Григорьева С. С. (1)
- Гумилев Н. С. (1)
- Дамадаев Г. М. (1)
- Данилевский Н. Я. (2)
- Дегтярева Е. С. (1)
- Диакон Василий Герасимчук (1)
- Диакон Сергей Вощенчук (1)
- Ельчанинов А. В. (1)
- Епископ Порфирий (2)
- Епископ Тихон (1)
- Зайнуллина Г. Р. (1)
- Зейнаб Нестерова (1)
- Зеньковский В. В. (3)
- Зернов Н. М. (1)
- Зиновий Отенский (1)
- Знаменский П. В. (1)
- Иван Васильевич Грозный (1)
- Иван Наседка (1)
- Иванов О.Е. (1)
- Иерей Алексей Юдин (1)
- Иеромонах Серафим Кенисарин (1)
- Ильин И. А. (2)
- Иоанн Сан-Францисский (1)
- Иосиф Патриарх Московский (1)
- Ипатов А. В. (1)
- Ипатов А. Н. (1)
- Йосеф Херсонский (1)
- Калиничева З. В. (1)
- Кантемир Д. К. (1)
- Капелюш Ф. Д. (1)
- Карамзин Н. М. (1)
- Каргина И. Г. (1)
- Кардинская С. В. (1)
- Кареев Н. И. (1)
- Карсавин Л. П. (3)
- Карташев А. В. (2)
- Керенский В. А. (1)
- Киреев А. А. (9)
- Киреевский И. В. (1)
- Клибанов А. И. (1)
- Костомаров Н. И. (1)
- Котов Ф. А. (1)
- Красножен М. Е. (1)
- Курдюмов М. (1)
- Курлыкин А. Р. (1)
- Куропаткина О. В. (1)
- Лебедев А. С. (2)
- Лермонтов М. Ю. (1)
- Лесков Н. С. (1)
- Лопаткин Р. А. (1)
- Лосский Н. О. (3)
- Лот-Бородина М. (1)
- Лункин Р. Н. (1)
- Лысенко И. В. (1)
- Максим Грек (1)
- Маслов А. А. (1)
- Махлак К. А. (1)
- Мейендорф И. Ф. (2)
- Митрополит Антоний (1)
- Митрополит Владимир (1)
- Митрохин Л. Н. (1)
- Михейшин А. А. (1)
- Монсеньор Пьетро Скалини (1)
- Муравьев А. Н. (1)
- Нечволодов А. Д. (1)
- Никольская Т. К. (1)
- Никольский А. C. (1)
- Новгородцев П. И. (1)
- Олесницкий И. А. (1)
- Осипов А. И. (2)
- Османов А. М. (1)
- Остроумов Н. П. (2)
- Пахомов С. В. (0)
- Пашино П. И. (1)
- Печенко М. Ф. (1)
- Победоносцев К. П. (1)
- Позднеев А.М. (1)
- Покровский Н. В. (1)
- Преображенский П. А. (1)
- Преподобный Макарий (1)
- Прилуцкий А. М. (2)
- Протодиакон Маркович К. Г. (1)
- Протоиерей Владимир Хулап (1)
- Протоиерей Иоанн (Морев) (1)
- Протопресвитер Виталий Боровой (1)
- Пушкин А. С. (1)
- Рейнмарус А. (1)
- Розанов В. В. (3)
- Саблуков Г. С. (1)
- Саввин А. В. (1)
- Савельев С. Н. (1)
- Самарин Ю. Ф. (2)
- Светлов Р.В. (0)
- Святитель Игнатий (3)
- Святой Феофан Затворник (1)
- Священник Алексей Яндушев-Румянцев (1)
- Священник Константин Щербак (1)
- Священномученик Александр Миропольский (1)
- Семенков В. Е. (1)
- Сипко Ю. К. (1)
- Скоробогатова И. В. (1)
- Смирнов М.Ю (1)
- Смирнов Ф. А. (1)
- Снегирев И. М. (1)
- Соколов И. И. (1)
- Соловьев Вл. С. (13)
- Струкова А. С. (1)
- Сюткин А. С. (1)
- Тавлеева С. Г. (1)
- Терентьев Н. Д. (1)
- Тихомиров Л. А. (1)
- Толстой А. Д. (1)
- Тонковид С. Б. (1)
- Торчинов Е. А. (2)
- Трубецкой Е. Н. (2)
- Тымкова И. М. (1)
- Тютчев Ф. И. (1)
- Федоренко Ф. И. (1)
- Федоров В.Ф. (1)
- Федоров Н. Ф. (2)
- Федотов Г. П. (2)
- Фет А. А. (1)
- Филатов С. Б. (2)
- Флоренский П. А. (2)
- Флоровский Г. В. (2)
- Фризен Г. (1)
- Хадзиев М. А. (1)
- Хомяков А. С. (1)
- Хорошилов А. О. (1)
- Цветаев Д. В. (5)
- Цветков П. П. (1)
- Цыпин В. А. (1)
- Чаадаев П. Я. (3)
- Шахнович М. М. (1)
- Шкаровский М. В. (1)
- Шмеман А. Д. (1)
- Шмонин Д. В. (1)
Автор: Меир Антопольский
Веками христианские народы смотрели на евреев и иудаизм сверху вниз. Эту «теологию презрения» сформулировал полторы тысячи лет назад учитель церкви Августин, находивший оправдание самому факту существования евреев среди христиан в том, что униженное положение иудеев свидетельствует об истинности христианства.
И конечно, Августин категорически запрещал христианам учиться чему-либо у евреев: «Обычаи евреев для христиан смертельно опасны. Кто бы эти обычаи ни соблюдал, он непременно падет к демону». На протяжении Средних веков и тем более в эпоху Возрождения было немало образованных христиан, которые знали иврит, читали еврейские тексты, изучали Талмуд и даже каббалу. Но в общей массе всё же это были единицы, которые делали это в тайне и боялись разоблачения и инквизиции.
К XIX веку ситуация несколько изменилась – в прогрессивной Европе перестали на время считать евреев исчадием ада и даровали им местами равноправие. Вместе с этим среди христиан возник определенный интерес и к еврейской религии. Хорошо иллюстрирующим примером может служить молодой и ничем не выдающийся лондонский врач Роберт Ричардсон, которого судьба занесла в Иерусалим в 1818 году. Он побывал на молитвах в двух чудом сохранившихся синагогах, попробовал мацы, которая показалась ему невкусной, а затем написал в своих путевых заметках: «Синагоги в Иерусалиме бедны и малы, но каким наслаждением было присоединиться к их обрядам, увидеть своими глазами церемонии, совершаемые потомками тех самых людей, которые получили указание об этом от самого Б-га».
Далее доктор Ричардсон описывает, сколь несчастны и гонимы евреи, и приходит к выводу, что настоящий христианин должен сочувствовать их положению, а не преследовать.
Окажись доктор Ричардсон в Иерусалиме двести лет спустя, он бы удивился, как Иерусалим превратился из бедного и грязного захолустного городка Османской империи в прекрасную столицу, в которой вместо двух синагог теперь их более тысячи. Но больше всего мой коллега бы удивился, когда бы я привел его в «Иешиву народов» в Центре имени Менахема Бегина, где десятки пасторов, проповедников и просто христиан со всего мира регулярно собираются на лекции ортодоксальных раввинов.
И это не единственное такое место. К примеру, на урок Талмуда к моему знакомому, помимо десятка правоверных иудеев, ходят два православных священника. На пасхальный седер к нашим друзьям регулярно захаживают католические священники. А иерусалимское шествие в честь еврейского праздника Суккот собирает тысячи христиан из более чем ста стран мира.
С тайванкой Грейс Ванг мы подружились после того, как она перевела на китайский язык нашу книгу о Храмовой горе. Сейчас ее уроки по еврейской традиции слушают тысячи человек – и на Тайване, и в материковом Китае, и в китайской диаспоре в Америке.
Можно еще вспомнить про нашего друга Геворга, который изучает вместе с учениками в Тбилиси недельные главы Торы по-армянски. Или десятки тысяч японцев из движения «Макуйя», с которыми этим летом учил Писание и пел еврейские песни иерусалимский раввин Бени Лау. Или медбрата из Индонезии по имени Юсака, который связался с нами и приехал в Иерусалим только ради того, чтобы взойти на Храмовую гору в компании евреев.
Но самое глубокое впечатление на меня произвело знакомство с общиной «Вера в действии» в кенийском городе Накуру. В самом бедном, почти трущобном углу этого и так небогатого города пастор Рекс Окуте организует учебу и пропитание для детей. Но в своей недостроенной церкви посреди зарослей он рассказывает пастве про Тору, Израиль и евреев!
Появление такого множества неевреев, стремящихся к изучению иудаизма, говорит нам об исполнении пророчества Ишайягу: «Вот, народ, которого ты не знал, побежит к тебе ради Г-спода Б-га твоего». И тут встает вопрос: а готовы ли мы, евреи, к такому повороту, к этой волне, которая превращается в цунами?
Знаем ли, что сказать, когда нас спросят о Торе – японцы, кенийцы, армяне? Арабы, наконец? Тем более что природа не терпит пустоты: когда мощный запрос на еврейство не находит ответа, то вакуум заполняют самые разные учителя и центры изучения каббалы, не имеющие ни к каббале, ни к иудаизму никакого отношения.
Источник: https://jewish.ru/ru/columnists/articles/187641/