Восстановлены витражи Николая Рериха в Буддийском храме
КГИОП показал петербургским журналистам итоги очередного этапа реставрации Буддийского храма на Приморском проспекте.
«Сегодня мы видим восстановленные исторические интерьеры третьего этажа дацана, где живут и ведут прием ламы. Отреставрированы витражи, выполненные по эскизу Николая Рериха. Могу сказать, что результат действительно очень впечатляет, если вспомнить их состояние до начала работ, - рассказал председатель КГИОП Сергей Макаров. - Реставрацией храма город занимается с 2010 года. В 2015 году, к столетию дацана, мы закончили фасады и благоустройство территории. В этом году приступим к реставрации молельного зала».
С 2010 по 2014 год были выполнены работы по ремонту и реставрации крыши, инженерному обследованию, разработке проектной документации на реставрацию несущих конструкций и витража светового фонаря, первоочередные реставрационные работы на общую сумму 296,2 млн. руб.
В 2015 году на сумму 129 млн. руб. выполнены ремонт и реставрация фасадов и ограды храма, включая главный портал с воротными и калиточными заполнениями.
Среди декоративных элементов фасада, отреставрированных в 2015 году, «колесо Учения», традиционный буддийский символ стремления к совершенству, и две золоченные выколотные медные фигуры ланей, обращенные к колесу.
«Когда Будда давал первую проповедь, он совершил поворот так называемого «колеса Учения». Тогда к нему послушать проповедь вышли две лани. Впоследствии лани переродились и стали его ближайшими учениками. Наш храм особенный. Обычно, лани изображаются сидящими, но в традиции божества Калачакры – они стоят, что говорит о том, что они готовы дальше продолжать учение Будды», - рассказал настоятель храма Буда Бадмаев.
В 2016 году осуществлен первый этап реставрации интерьеров, в том числе конструкций и остекления светового фонаря и витражей, выполненных по эскизам Николая Рериха на общую сумму 33,5 млн. руб.
Разработана проектная документация на второй этап реставрации интерьеров: вестибюля, молельного зала, объемов лестничных клеток, зала третьего этажа (2,1 млн. руб.).
Обновленный храм привлекает не только последователей учения Будды, но и туристов. «Посетителей в храме, конечно, становится больше, - отметил Буда Бадмаев. - Они видят, что правительство Петербурга прилагает все усилия, чтобы сделать храм лучше, и очень рады тому, что ведется такая красивая и успешная реставрация».
На 2017 год запланирована реставрация западного и восточного приделов молельного зала на общую сумму 57, 1 млн. руб.
«В молельном зале сохранилось множество подлинных элементов. Работы здесь разделены на этапы, чтобы не прерывать процесс храмовых служб: сначала два боковых придела, а затем – центральная часть», - объяснила начальник отдела северных, южных районов и промышленной архитектуры КГИОП Светлана Наливкина.
Пресс-секретарь КГИОП Ксения Черепанова – 710-41-17, press@kgiop.gov.spb.ru
Буддийская община в Санкт-Петербурге начала складываться в конце XIX столетия. В этническом отношении это были в основном буряты и калмыки – выходцы с восточных окраин Российской империи из мест традиционного исповедания буддизма: Забайкальской области, Астраханской и Ставропольской губерний, области Войска Донского.
За неимением общего храма бурятские и калмыцкие буддисты собирались для совершения богослужения, как правило, отдельными группами на частных квартирах, перед скромными домашними алтарями с образом (бурханом) Будды Шакьямуни. Те, кто приезжал в Петербург на короткое время, молились прямо в гостиничных номерах.
В городе проживало и немало буддистов-иностранцев – китайцев, японцев, сиамцев – имевших при своих посольствах небольшие молельни. Число таких лиц постоянно росло по мере расширения политических и торговых связей России со странами буддийского Востока.
Летом 1898 года в одном из номеров петербургского журнала «Строитель» промелькнула заметка следующего содержания: «Ввиду большого количества лиц, исповедующих буддийскую религию и проживающих постоянно в Санкт-Петербурге, <…> возбуждено ходатайство об открытии небольшой буддийской молельни, рассчитанной на 100-200 человек. Молельня будет помещаться в одной из центральных частей столицы».
Появление этого объявления совпало с приездом в Россию посланца XIII Далай-ламы Тубтэна Гьяцо, ученого бурятского ламы Агвана Доржиева.
Родом из хоринских бурят, российскоподданный Агван Лобсан Доржиев в 19-летнем возрасте покинул Забайкалье и отправился вместе со своим учителем в Тибет с целью получения высшего буддийского образования. В 1888 году Доржиев получает высшую ученую степень «лхарампа» и в том же году, благодаря своей блестящей учености, назначен одним из наставников юного Далай-ламы. Со временем Доржиев стал ближайшим доверенным лицом и другом Далай-ламы.
В 1909 году Агван Доржиев приобретает у директора Санкт-Петербургской конторы Московско-купеческого банка, потомственного почетного гражданина И.А. Исаева участок земли площадью 648,5 кв. саженей (2 940 м²).
Место, выбранное для постройки храма, было не случайным. Старая Деревня считалась тихой дачной окраиной Петербурга, а купленный участок выходил к Большой Невке, что позволяло соблюсти одно из основных требований древнего буддийского строительного канона, предписывающего возводить монастырскую обитель в уединенном месте, вблизи водного источника.
Выбор места для монастыря или храма в буддизме – это сложный и многоступенчатый ритуал. Он начинается с молебствий и гаданий, в расчет принимаются особенности ландшафта и астрологические приметы. Закладка фундамента начинается лишь после обозначения на земле «квадрата» внешнего периметра здания и зарывания в его центре «бумбы» - сосуда, наполненного разного рода священными драгоценностями: душистыми и лекарственными травами, драгоценными металлами и камнями – золотом, серебром, кораллами, жемчугом, опалами, рубинами и сапфирами, а также бумажными листами с написанными на них молитвами и священными заклинаниями.
Для постройки храма Доржиевым был создан комитет ученых-востоковедов, архитектурный проект здания выполнил студент Института гражданских инженеров Николай Березовский. Березовский приобрел известность в востоковедческих кругах Петербурга благодаря путешествию в Кучарский оазис Восточного (китайского) Туркестана в 1905-1906 гг., откуда он привез множество калек и рисунков со стенной живописи древних буддийских монастырей.
В работе над проектом храма принял участие и Гавриил Васильевич Барановский, автор проекта торгового дома братьев Елисеевых на углу Невского и Малой Садовой и здания Русского географического общества.
Образцом послужил классический тибетский тип храма – «дукан».
«Дукан» - это четырехугольное здание с плоской крышей, храм-школа, где монахи (ламы) собираются для молебствий и занятий. Здание состоит из двух частей – южной, где находится основное помещение для духовных лиц (общий молитвенный зал) и северной, расположенной в задней части дукана и называемой «гонканом» (наиболее недоступная, сокровенная часть храмовой постройки, предназначенная для молений местному божеству). Во втором этаже вдоль стен располагаются кельи монахов - небольшие комнатушки с наружными окнами.
При этом петербургский храм испытал некоторое влияние бурятской традиции (четырехколонный портик, к которому ведут ступени высокой лестницы, напоминает оформление входов в бурятских дуганах) и европейской строительной техники (устройство вестибюля, лестничных клеток и подвальных помещений).
В 1914-1915 гг. велась отделка интерьеров под руководством Николая Константиновича Рериха. Помогали ему приглашенные Доржиевым из Бурятии ламы-художники.
Витражи в световом потолке и в деревянном поясе ограждения молитвенного зала изготовлены по эскизам Рериха. На них изображены восемь «символов счастья», которые можно встретить в каждом буддийском храме: зонт, две золотые рыбы, ваза, наполненная напитком бессмертия, цветок лотоса, закрученная спиралью вправо раковина, узел, не имеющий начала и конца, штандарт (знак победы), колесо с 8 спицами.
В целом витражи не свойственны буддийской архитектуре и являются данью увлечению начала XX века (впрочем, как и отделка фасадов гранитом), но благодаря таланту зодчих не выглядят чужеродным элементом в храме.
Классический тибетский тип храма традиционно не имеет окон: свет проникает в него сверху, через световой фонарь на крыше, именуемый «рабсалом». Таким образом, в основное помещение храма свет проникает сверху через световой фонарь и падает на выложенный цветными плитками на полу восьмилепестковый лотос, воспроизводящий символические очертания Шамбалы.
Портик южного фасада венчает композиция из восьмигранного колеса Учения - буддийского символа стремления к совершенству, со стоящими по его сторонам золоченными выколотными медными фигурами ланей на т.н. Лотосовом престоле. По преданию, именно лани пришли на первую проповедь Будды.
К основному южному объему с северной стороны примыкает четырехъярусная башня с часовней наверху – «гонканом», увенчанная золоченным медным фигурным завершением в виде шпиля – «ганчжиром».
По углам главного фасада были установлены традиционные буддийские символы – «чжалцаны» (два вызолоченных украшения конической формы, полые внутри). В ганчжир и чжалцаны при освящении были положены священные молитвенные тексты. Там же должны были находиться девять элементов, имеющих особый сакральный смысл в буддизме: золото, серебро, бронза, сталь, медь, коралл, лазурит, бирюза и жемчуг. Оставшееся свободное пространство заполнялось благовониями.
В 1914 году Николай II утвердил штат духовенства при буддийском храме.
Постройка петербургского буддийского храма завершилась в 1915 году. 10 августа здание освящено настоятелем Агваном Доржиевым. Храм получил название - Дацан Гунзэчойнэй (тибетское название «Источник Святого Учения Всесострадающего Владыки-Отшельника»).
Тяготы военного времени оказались непосильным бременем для многих лам. Многие в 1917 году покинули Петроград.
Храм пребывал в запустении. Осенью 1919 года в храме разместилась красноармейская часть, здание подверглось погрому и разрушению.
С середины 1927 года бурятами и калмыками был разработан проект соглашения, по которому храм признавался достоянием буддистов четырех стран, принимавших участие в его строительстве – Тибета, Монголии, Бурятии и Калмыкии. В конце 1920-х годов храм в Старой Деревне вновь стал действующим.
В 1933 году умирает патрон Доржиева XIII Далай-лама. В память о нем ламы устроили богослужение, оказавшееся последним. В 1937 году в результате арестов и расстрелов буддийская община при ленинградском дацане перестала существовать.
Агван Доржиев в 1937 году покинул Ленинград и был арестован в Бурятии. 29 января 1938 года 85-летний основатель дацана Гунзэчойнэй скончался в тюремной больнице Улан-Удэ.
В 1938 году здание храма передано со всеми строениями обкому профсоюза рабочих жилищного хозяйства «под спортивные цели».
Во время Великой Отечественной войны в храме была устроена военная радиостанция, которая до 1960 года использовалась как «глушилка».
В 1960 году Ленсовет передал здание храма Академии наук на правах долгосрочной аренды. В том же году новым владельцем храма стал Институт востоковедения. Однако вскоре выяснилось, что помещения храма совершенно непригодны для хранения памятников тибетской письменности. В 1962 году президиум Академии наук решил передать здание в пользование Зоологического института для размещения в нем Музея функциональной морфологии.
В начале 1980-х Ленгорисполком принял решение о передаче здания храма в аренду Музею религии и атеизма.
В сентябре 1988 года инициативная группа ленинградских буддистов обратилась с письмом в Совет по делам религий при Совмине СССР с призывом вернуть храм Буддийской церкви.
В 1990 году в храме состоялось первое публичное богослужение.
В августе 2003 года в петербургский храм вернулась реликвия – статуя Будды, подаренная храму в начале ХХ века.